Эксклюзив от Большого театра

Эксклюзив от Большого театра

Балет “Герой нашего времени“ – это эксклюзив Большого театра, созданное с нуля детище хореографа Юрия Посохова, композитора Ильи Демуцкого, получившего “Золотую Маску“ за музыку, и режиссёра Кирилла Серебренникова, написавшего либретто. Серебренников также взял на себя функции оформителя спектакля: для каждой новеллы – их здесь три – он придумал своё пространство. В “Бэле“ – это скала, которая делит сцену на мир горцев и комнату Печорина. В “Тамани“ мы видим причал и море, которое очень эффектно переливается ночными огнями. В “Княжне Мэри“ декорации самые многоэлементные: действие происходит в большом светлом зале, который становится то палатой с тренажерами, то парком, где прогуливаются пары, а то и вовсе делится на две части и превращается в школу танцев и казарму.

Каждая новелла начинается с печоринского монолога и партии главного героя под соло одного инструмента: кларнет, виолончель, габой. Причем музыкант располагается на сцене, недалеко от танцующих, а позже к монофонии присоединяется оркестр. Музыка и хореография хорошо передают нервную, эмоциональную, трагическую суть произведения Лермонтова. Мне показалось, что главное слово в этом деле было за многочисленными танцорами кордебалета: например, в “Бэле“ динамичные экспрессивные танцы горцев создавали ощущение нарастающей тревожности и угрозы для главной героини, в “Тамани“ танцы контрабандистов и девушки в красном (Ундины) вносят в действо сюрреализм сна, а в “Княжне Мэри“ размеренная “скучающая“ хореография подчеркивает психологизм любовного четырехугольника: Печорин-Вера-Грушницкий-Мэри. В этом балете задействованы несколько танцоров с ограниченными возможностями – колясочники. Смотрится это очень органично, и напоминает о военных конфликтах на Кавказе, как того, лермонтовского, так и нашего времени.

Есть и национально-религиозные вставки: крики муэдзина, призывающего на намаз, и православной молитвы, которые удачно вплетаются в сюжетную канву. Любопытно выстроена сцена дуэли Печорина и Грушницкого: герои стреляются, строя на подоконниках раскрытых окон,  и проигравший падает в проём окна и исчезает с глаз зрителей. В каждой новелле роль главного героя исполняет отдельный танцовщик. Свою идею Серебренников пояснил так: поскольку Лермонтов показывает героя глазами нескольких персонажей, и раз эти персонажи видят Печорина по-разному, то нужны именно три артиста на одну роль: В финале три разных Печорина танцуют вместе, символизируя грани одного сложного характера и борьбу героя с самим собой.

“Герой нашего времени“ – яркий и экспериментальный балет, аскетичный в плане музыки, эклектичный в плане режиссуры и неоспоримый в плане исполнительского мастерства солистов Большого театра. Отличный способ увидеть знакомые ещё со школы истории, рассказанные через язык танца!

Ева Крестовиц

Вам есть 18 лет? (В Российской Федерации действует дискриминационный закон ФЗ-135)