Эксклюзив от Большого театра
Балет “Герой нашего времени“ – это эксклюзив Большого театра, созданное с нуля детище хореографа Юрия Посохова, композитора Ильи Демуцкого, получившего “Золотую Маску“ за музыку, и режиссёра Кирилла Серебренникова, написавшего либретто. Серебренников также взял на себя функции оформителя спектакля: для каждой новеллы – их здесь три – он придумал своё пространство. В “Бэле“ – это скала, которая делит сцену на мир горцев и комнату Печорина. В “Тамани“ мы видим причал и море, которое очень эффектно переливается ночными огнями. В “Княжне Мэри“ декорации самые многоэлементные: действие происходит в большом светлом зале, который становится то палатой с тренажерами, то парком, где прогуливаются пары, а то и вовсе делится на две части и превращается в школу танцев и казарму.
Каждая новелла начинается с печоринского монолога и партии главного героя под соло одного инструмента: кларнет, виолончель, габой. Причем музыкант располагается на сцене, недалеко от танцующих, а позже к монофонии присоединяется оркестр. Музыка и хореография хорошо передают нервную, эмоциональную, трагическую суть произведения Лермонтова. Мне показалось, что главное слово в этом деле было за многочисленными танцорами кордебалета: например, в “Бэле“ динамичные экспрессивные танцы горцев создавали ощущение нарастающей тревожности и угрозы для главной героини, в “Тамани“ танцы контрабандистов и девушки в красном (Ундины) вносят в действо сюрреализм сна, а в “Княжне Мэри“ размеренная “скучающая“ хореография подчеркивает психологизм любовного четырехугольника: Печорин-Вера-Грушницкий-Мэри. В этом балете задействованы несколько танцоров с ограниченными возможностями – колясочники. Смотрится это очень органично, и напоминает о военных конфликтах на Кавказе, как того, лермонтовского, так и нашего времени.
Есть и национально-религиозные вставки: крики муэдзина, призывающего на намаз, и православной молитвы, которые удачно вплетаются в сюжетную канву. Любопытно выстроена сцена дуэли Печорина и Грушницкого: герои стреляются, строя на подоконниках раскрытых окон, и проигравший падает в проём окна и исчезает с глаз зрителей. В каждой новелле роль главного героя исполняет отдельный танцовщик. Свою идею Серебренников пояснил так: поскольку Лермонтов показывает героя глазами нескольких персонажей, и раз эти персонажи видят Печорина по-разному, то нужны именно три артиста на одну роль: В финале три разных Печорина танцуют вместе, символизируя грани одного сложного характера и борьбу героя с самим собой.
“Герой нашего времени“ – яркий и экспериментальный балет, аскетичный в плане музыки, эклектичный в плане режиссуры и неоспоримый в плане исполнительского мастерства солистов Большого театра. Отличный способ увидеть знакомые ещё со школы истории, рассказанные через язык танца!