Дар или оружие?

Не знаю, успели вы посмотреть на большом экране фильм “Прибытие“ или нет. Я сделала это два раза и считаю его лучшим фильмов уходящего года для себя. Да и остальные работы режиссёра Дени Вильнёва стали для меня приятным открытием 2016 года.

Дени Вильнёв – мастер атмосферных и напряженных фильмов. Его, как правило, двухчасовые драмы не терпят суеты и затрагивают стандартный общечеловеческий набор вопросов – гуманности, мести, добра, зла, веры, религии, человеческой сути. Но глубоко прописывая эти темы и пропуская их через своё нестандартное видение, Вильнёв заметно отличается от своих коллег по киноцеху, делающих интеллектуальные фильмы. Его “Пленницы“ (2013) раскрывают изнанку счастливой американской жизни с главным вопросом “Насколько далеко вы можете зайти ради спасения своего ребёнка“ и сочетают в себе криминальную драму, психологический триллер и философскую притчу. Его “Пожары“ (2010) и “Убийца“ (2015) показывают искалеченные судьбы главных героев в свете национальных и религиозных проблем Мексики и Ближнего Востока. Вильнёв не побоялся взяться за темы, которые другие режиссёры стараются не касаться. Во всех фильмах проглядывает авторская позиция и красной тонкой линией проходят темы гуманности и выбора. Новый фильм режиссера – не исключение: в “Прибытие“ все особенности Вильнёва умножены на масштаб идеи и привнесены в новый для него жанр научной фантастики. Вообще, глядя на его фильмографию, понимаешь, что режиссёр шел к такому уровню методично и закономерно: его ранние фильмы – как ступеньки к вершине под названием “Прибытие“. Наращивая свой режиссёрский бэкграунд, Вильнёв продолжает говорить о том, что считает важным для себя и всего человечества.

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b92

За основу нового фильма режиссёр и сотоварищи взяли рассказ Теда Чана “История твоей жизни“, дополнили его интересными сюжетными деталями и перенесли тему первого контакта с пришельцами на канву нестабильной политической ситуации в мире, где государства живут в ожидании третьей мировой с пушками наготове.

Появление 12 инопланетных кораблей в разных точках земного шара ввергает весь мир в нервное напряжение. Правительство США выбирает двух талантливых учёных на роль переговорщиков – лингвиста Луизу (Эми Адамс) и физика Иена (Джереми Реннер), которые весь фильм будут пытаться понять язык пришельцев (гептаподов) и разгадать цель их прилёта. История подаётся режиссёром в его излюбленном стиле – размеренно и тягуче. Насыщенная атмосфера фильма временами звенит как струна от напряженности некоторых сцен, а протяжные трубные звуки, сопровождающие их и поначалу режущие слух, впоследствии кажутся уместными, и все детали фильма выглядят гармонично спаянными в единое цельное кинополотно. И никаких перестрелок, взрывов и разрушений здесь не будет. Создатели замечательно переворачивают устоявшееся представление о фильмах про НЛО, где пришельцы почти всегда представлены внеземными врагами человечества. В “Прибытии“ у землян только один враг – они сами, забывшие о простых истинах в погоне за господством и властью. Гептаподы здесь выглядят как фон, всё внимание направлено на людей, от которых зависит судьба всего человечества в свете разгадки намерений пришельцев: что они предлагают людям? дар или оружие? мир или войну?

В основную сюжетную линию фильма вплетается история материнства Луизы, память которой периодически переносит зрителя в моменты её общения с дочерью на разных этапах жизни. В конце фильма приходит разгадка не только особенности языка гептаподов, но и сюжета фильма, которые объединяет их нелинейный принцип построения. Так что вернуться к фильму ещё раз захотелось и по этой причине – пересмотреть со знанием финального срыва покровов.

Возможно углубленный лингвистический разбор языка пришельцев в фильме покажется кому-то излишне скрупулёзным, но это случится скорей всего потому, что зритель большей частью привык воспринимать кинематограф только как интертеймент. Если сломать это восприятие, то всё придёт в норму.

Похоже, что талантливый Дени Вильнёв работает только с лучшими сценаристами, операторами и актёрами. Наверное поэтому за короткое время ему удалось выйти из ниши артхауса и начать удачно творить в русле арт-мейнстрима, сохранив при этом присущие ему режиссёрские особенности и своеобразный стиль. “Прибытие“ – многомерное и красивое кино о времени, предопределенности, свободе воли, жизни, смерти. Такое надолго оседает в голове. Обязательно посмотрите:)cropped-Hak8-Dxgy4.jpg