Человек, который удивил всех

Человек, который удивил всех

В каком-то смысле “Человек, который удивил всех“ революционное кино для российского кинопрома. Наташа Меркулова и Алексей Чупов режиссёрка и сценарист мейнстримовых картин, на этот раз, заручившись поддержкой нескольких европейских стран, сделали кое-что выбивающееся из стройного ряда отечественных фильмов.

И это кино определенно стоит посмотреть.

Мужчина средних лет по имени Егор (Евгений Цыганов) живёт в глухой сибирской деревне со своей семьёй, работает егерем, и однажды узнаёт, что смертельно болен раком. Главный герой знает о своём диагнозе давно, и наверное поэтому с первых минут фильма мы видим угрюмого, ушедшего в себя, человека. Егор не делится со своей болью с близкими, стоически носит всё в себе и, кажется, погружается всё глубже и глубже в пучину депрессии. Любящая жена (Наталья Кудряшева) пытается его спасти, водит по врачам и клиникам, и однажды в отчаянии приводит к шаманке. Между делом знахарка рассказывает Егору притчу про селезня, который претворился уткой, чтобы избежать смерти: Смерть его не узнала и прошла мимо.

Егор решается проделать такой же трюк.

“Человек, который удивил всех“  это история про погружение в себя, в какой-то свой другой мир, параллельное пространство, где не важно кто ты и как определяешь свою личность, потому что глубинные механизмы заточены исключительно на существование. В какой-то момент Егор, зацепившись за эту внутреннюю соломинку историю про селезня выныривает оттуда и вступает в контакт с реальностью, но уже в другом обличье.

И вроде бы комичная ситуация мужчина поверил шаманке и переоделся в женщину, но здесь у фильма обнажается другой слой и повествование переходит другое измерение.

Люди готовы воспринимать мужчину в образе женщины только в рамках игры, когда всё это не всерьёз. Стоит им заподозрить, что увиденное выходит за границы их понимания привычные шаблоны в их головах начинают с треском ломаться. А дальше активное сопротивление, желая сохранить привычное представление о мироустройстве. И вот мы имеем гомофобию, трансфобию, в своих крайних проявлениях рождающих ненависть, агрессию, насилие, убийства… людей, не похожих на нас, непривычных для нас. На примере Егора можно проследить как меняются люди вокруг него: ещё вчера они пожимали односельчанину руку и предлагали помощь, сегодня сторонятся и травят.

Шок и ужас жены, ещё вчера рыдающей, что муж умрёт, сегодня выливается в резкое и злобное: “Лучше бы ты умер“.

Молчание Егора-женщины, живущего в ожидании чуда, отсылает в область сказок и мифологем а-ля “нельзя никому рассказывать, иначе не сбудется“ по крайней мере так можно объяснить тот факт, что о своем намерении он не говорит ни жене, ни отцу, оставляя их вариться в непонимании и переживаниях. За своё “гендерное преступление“ Егор получает всё то общественное “наказание“, которой сейчас в нашей реальности подвергаются трансгендерные и небинарые люди… просто за то, что они Другие.

Дальше сюжет развивается в русле проблем, актуальных для женщин всегда и во всем времена.

В одном интервью Наташа Меркулова прокомментировала ситуацию с героем Цыганова так: “Егор надевает платье и автоматически получает всё то отношение, которое получила бы женщина. К тебе может прийти какой-то мужик, он может тебя избить, изнасиловать и делать с тобой, что хочет, потому что ты женщина. Что с тобой может произойти? Да все что угодно.“ Несмотря на всю беспросветность истории в фильме находится место для хэппи-энда. И в очередной раз понимаешь, что в любой ситуации очень важны поддержка и помощь близких. Которые могут попытаться понять и изменить своё отношение к ситуации.

Важен человек, а не рамки, в которые нас загоняет социум, и не общественное мнение, значение которого в своей жизни мы привыкли переоценивать.

“Человек, который удивил всех“ это единственная российская кинолента, попавшая в прошлом году на Венецианский кинофестиваль, и Наталья Кудряшева, сыгравшая главную женскую роль, получила статуэтку Золотого льва. Но самое удивительное, что фильм был частично профинансирован Министерством культуры РФ. На этой оптимистической ноте, как говорится…

Рекомендую к просмотру!

Ева Айсын