Коляда-выходные

Коляда-выходные

Моё знакомство с “Коляда-театр“ – самым именитым частным театром Екатеринбурга, да вероятно и всей России, произошло шесть лет назад. Недавно я снова оказалась в столице Урала, решив устроить себе Коляда-выходные.

Не так давно детище Николая Коляды переехало в новое здание по проспекту Ленина, 97 , и теперь имеет два зала, где спектакли идут одновременно.

Заранее посмотрев афишу на август, выбрала две постановки: “Пиковую даму“ и “Клещ“. Как оказалось, очень любопытные с точки зрения женской репрезентации в искусстве.

“Пиковая дама“ – трёхчасовой спектакль по одноимённому рассказу А.С. Пушкина. В ролях: Никита Борисов, Юлия Беспалова, Татьяна Бунькова и др.

К “Пиковой даме“ Николай Владимирович приложил руку и как сценарист: взял пушкинский рассказ и переписал её на свой лад. Поэтому в афише рядом с названием постановки значатся два автора: Пушкин и Коляда. Зацепившись за строчку, что главный герой рассказа был “из обрусевших немцев“, Коляда  делает Германна немцем, плохо говорящим по-русски. И здесь будет проще тем, кто читал первоисточник или знает немецкий.

Потому что весь спектакль – это чередование русской и немецкой речи, и противопоставление немецкой и русской ментальностей.

Рассказывая о барышне Лизавете, живущей у графини в рабских условиях, Коляда не раз обращается к устойчивому немецкому выражению о социальной роли женщины – “Kinder, Küche, Kirche“ (с нем. «Дети, кухня, церковь“). Мечтая выйти замуж и освободиться от гнёта барыни, Лизавета не понимает, что всего лишь хочет поменять одно рабство на другое. Увы, 19 век был не самым лучшим временем для женской свободы и самоопределения. Впрочем, и два столетия спустя, когда прав у женщин стало на порядок больше, большинство из нас предпочитает ими не пользоваться.

В “Пиковой даме“ можно увидеть весь набор фирменных выкрутасов и сценических приемов Коляды, которыми он превращает классику в невообразимый карнавал юродства, юмора и гротеска.

И вот малоинтересный рассказ Пушкина начинает переливаться яркими красками: Германн в валенках и в шубе, завязанной пуховым платком, старуха-графиня в образе модной Баба-Яги, банки с пенящейся разноцветной жидкостью, символизирующей то ли шампанское, то ли загадочную русскую душу, и заразительные песни!

В спектаклях Коляда-театра много музыки – от классики до шансона – иногда режиссёр сам пишет песни для своих постановок.

Многие из его музыкальных сочинений так привязчивы, что после спектаклей долго не отпускают и рефреном крутятся в голове. “По дороге, по дороге, по пыли по столбовой“ из “Пиковой дамы“ – одна из таких.

В финале, когда Германн играет в карты, на сцене появляются три большие стеклянные бутыли со спринцовками на горлышках (в народе называемые клизмой), и зритель, имеющий образное мышление, увидит в них храмы с куполами. В “Пиковой даме“ Коляда очень вольно обращается с религиозной темой, и если “оскорбленные“ не устраивают у театра акции, то, наверное, потому, что с Коляды как с гуся вода: Николай Владимирович – знатный скандалист, и любой выпад оппонентов превращает в пиар себя и театра в СМИ.

На фразе “А в России по-прежнему жопа“ одна зрительница 50+ сокрушенно покачала головой.

Наверное, она из тех, кто считает театр местом высокого искусства, со сцены которого должно звучать только возвышенное и прекрасное, а здесь нате вам – “жопа“. Уверена, зритель, который не может принять безобразно-честные постановки Коляды уходит, плюясь, и больше к ним не возвращается. А жаль, потому что он так никогда и не узнает, что театр – отражение жизни, а не что-то оторванное от неё, и только таким ему быть целесообразно.

“Клещ“ – полуторачасовой спектакль без антракта. Режиссёр Александр Сысоев. Автор пьесы Николай Коляда. В ролях Наталья Цыганкова, Вера Цвиткис, Дарья Кызынгашева.

“Клещ“ – это история трёх женщин, связанных между собой одним мужчиной. Девочка-подросток Аня живёт с матерью, которая потеряла зрение после укуса клеща. К ним в квартиру приходит активистка из домоуправления Валя и требует оплаты задолженности за коммунальные услуги. Валя оказывается бывшей учительницей Ани и любовницей её отца.

На каком-то сайте наткнулась на любопытный отзыв одного зрителя из числа мужчин:Написано, что это трагикомедия, но ничего трагичного с героинями по ходу пьесы не происходит“.

Ага! А то, что женщины ведут полумёртвый образ жизни, цепляясь за прошлое, и всё ещё привязаны к своему давно умершему мужчине – не трагедия их жизни? Очень симптоматичная женская репрезентация: жизнь в тени мужчины, стирание собственного “Я“, жертвенное, всё терпящее существование а-ля “хоть никакой, но свой“. Все героини – как клещи, которые отпали от своего хозяина, и теперь впали в анабиоз. И это так типично, что люди не видят в этом ничего трагичного. Смотреть на такое – как глядеть в разбитое зеркало: никаких иллюзий, лишь незавидная женская доля, насаждаемая патриархальным обществом и принимаемая женщинами как что-то само собой разумеющееся.

“Клещ“ начался бодро, парочка удачных режиссёрских ходов впечатлили и обнадёжили, но дальше что-то пошло не так.

Персонажи так и не получили развития, сюжет превратился в банальщину, в итоге спектакль слился, и я потеряла к нему интерес. Зато решила вспомнить адреса друзей из других городов, чтобы выслать им открытки. В Коляда-театре есть такой бонус: можно взять бесплатные открытки с афишами театра и выслать их в любую точку мира: то есть положить их в специальный почтовый ящик, расположенный в фойе, а театр обязуется наклеить на них марки и разослать. Гениально простая реклама театра! И пока я писала этот текст, двое друзей уже сообщили о получении моих коляда-открыток. Ай да Коляда, ай да молодец!

Фото: Ольга Лесная (1), с сайта E1.ru (2,3).

Ева Айсын