Культура гостеатров должна умереть

Культура гостеатров должна умереть

Мне кажется, культура государственных театров должна умереть. Да, я не люблю их. Дело не в людях, не в постановках. Дело в системе.

В гостеатрах мне не нравится палка о двух концах, называемая выделением средств из бюджета. С одной стороны – это прекрасно. Вы хотите работать и вам дают деньги. Вы можете содержать водителей, чтобы кататься на работу, иметь просторный кабинет с позолоченной табличкой. Вы платите людям зарплату. И у вас куча цехов, которые производят костюмы, декорации. Есть даже отдел маркетинга, который в большинстве случаев в театре ничего не делает, но он есть, и это главное. Но вместе с тем, это и госзадания, и поручения от минкульта, которые надо было сделать вчера. И, порой, невозможность выразить свою позицию. И за поправки пришлось голосовать, да?

Я не люблю в гостеатрах их дворцовость. Каждое здание почему-то обязательно должно быть с красивыми люстрами, украшено по-разному, быть богатым. Для кого? Зачем? Потому что театр – это храм, а в храмах всё в золоте? Так это, чтобы простого человека заставить чувствовать себя ниже, беднее, не таким близким к богу, как ему хотелось бы. Или вы тоже хотите, чтобы зритель думал, что вон там на сцене, там гении, там боги, там личности. Там такие же дяди с тётями, как и в зале. И те, и другие хотят побыстрее домой.

Я не люблю в гостеатрах их старость. Вне зависимости от заслуг, величия отдельно взятых фигур. Сама система старая, неповоротливая и ленивая. И дело не только в постановках. В основном это касается банального маркетинга, общения со своей аудиторией. А постановки всё так же говорят о вечных вопросах. Вечные вопросы, конечно, вечные. Только ещё и беззубые.

Я не люблю гостеатры за их беззубость, инертность, сглаживание углов. Оно и понятно: зачем корить руку, которая даёт тебе деньги. Зачем говорить о противоречивых, сложных вещах, когда можно о любви? Так удобнее, так проще, так безопаснее и всем понравится. И тем, и этим. Все тепло сидят, и никто шевелиться не хочет. Зачем что-то менять, когда можно плыть по течению, да?

Я не люблю гостеатры за их бессмысленность. Тот факт, что бары и рестораны работают до 23:00 беспокоит людей гораздо больше, чем то, что в какие-то далёкие и мифические театры пускают в зал только 25% людей. И не потому, что все любят пожрать и нет им дела до высокого. А потому, что своими делами гостеатры стали бессмысленнее самой задрипанной кальянной. При этом сами огромные здания работают для всех только по вечерам, аки храмы, отверзающие массивные двери свои для люда. Ну вы хоть музей сделайте в остальное время. Ах, да. На тётю дополнительную денег нет. И вообще, это же делать надо, работать.

Я не люблю гостеатры, за то, что до самого факта такого обсуждения никому дела нет. Потому что до театра никому дела нет, и даже самому театру. Что там, как там. Получаем деньги из бюджета и ладненько. Согласитесь, если начать говорить про кино, то тут прям всё как-то поживее будет в плане обсуждения.

Я не люблю гостеатры за то, что если сказать таксисту, что едешь в кино, то вы обязательно начнёте что-то с интересом обсуждать. А если скажешь, что едешь в театр, то он спросит, что это. И проблема не в необразованности таксиста.

Я не люблю гостеатры за то, что внутри них скрыто много насилия, харрасмента, панибратства. И всё это не обсуждается, потому что люди боятся потерять работу, и вообще зачем сор из избы выносить. Гостеатр тщательно скрывает свою гниль за красотой рассуждений о высоком, позолотой и яркими люстрами.

Гостеатр будто не любит молодость и всё новое. Хочет всё пропустить через свои адовые жерла старости и выдать в богоугодном виде. Будущее хочет оправдать чем-то из прошлого. Зачем? Для чего? Там много хороших людей. И они там суетятся, особо не любя то, что делают.

Частные театры могут быть другими. И речь не только про то, что псведотеатралы называют “экспериментами“. Частный театр вполне может ставить классику в самом классическом своём исполнении. Он более свободный, подвижный и не скованный. Пока что.

Без денег невозможно сделать такой театр. А заработать без грамотного маркетинга театр не сможет. Я уверен, что можно выстроить иную систему, где театры смогут делать интересные проекты и при этом зарабатывать. Хотя это сложно, а в 2020 году это кажется невозможным. Система уже давно существует так, что театр будто обязательно должен быть убыточным, или это не театр. Кто и каким образом так всё выстроил – загадка. Видимо, так проще оправдываться за невозвратные деньги от государства. И эту систему не изменить, её можно только разоблачить, разрушить, вынести весь сор из избы и прогнать всех, кто систему строил, ссаными тряпками. И сделать всё заново. По-нормальному и без людей, которые привыкли к театру, который ворует сам у себя, тухнет и презрительно поглядывает по сторонам.

Это дело тех, кто создаёт театр и тащит его на себе, а не на госденьги, каждый день. Ходите на их спектакли, чтобы они выживали в эти не самые лучшие и интересные времена. И, возможно, когда-нибудь, когда вы скажете таксисту, что едете в театр, он спросит про спектакль и обсудит с вами режиссёров и актёров, а не удивится, что они всё ещё существуют.

Сергей Першин