Марина Чен: с “Облаков“ на землю

Марина Чен: с “Облаков“ на землю

Недавно в Центре современного искусства Облака прошел вечер стихов Марины Чен.  Автор не в первый раз приезжает к нам из Петербурга, многие в моём окружении знакомы с его текстами, а кто-то даже устраивал в прошлом квартирники поэтессы на своей жилплощади. Мне же пересекаться с творчеством М. Чен до сих пор не доводилось, поэтому решила узнать, что это.

Будучи человеком открытым и общительным, Марина Чен не гнушается персонально приглашать потенциальных слушателей на свои выступления через социальные сети.

К этому пункту у меня отношение противоречивое: с одной стороны, внимание творца в большинстве случаев подкупает обывателя, и в этом плане механизм привлечения работает – объект внимания непременно постарается не забыть о событии и посетить его. К тому же работа с заполняемостью зала – это то, чему многие творцы не уделяют должного внимания, в итоге мне не раз приходилось наблюдать, как отличные, но пока ещё малоизвестные, музыканты или поэты выступают при полупустых залах, и искренне не понимают, почему так выходит. То есть не предполагают, что не всегда достаточно делать что-то стоящее, чтобы иметь гарантированную аудиторию, что на начальном этапе важно и нужно найти кратчайшую дорогу к слушателю, прорубить путь через заросли его инертности и гущу информационного засилья.

К примеру, начинающий  В. Маяковский, видя полупустой зал, выходил на улицу, раздавал билеты и лично убеждал каждого встречного, что ему непременно нужно прийти и послушать его стихи.

С другой стороны, то, что хорошо начинающему артисту, не к лицу состоявшемуся. И в этом случае золотая середина – когда этим вопросом занимается не сам артист, а организаторы мероприятия, как в большинстве случаев и бывает. Но самостоятельность госпожи Чен в этом деле вытекает, как мне кажется, из образа своя в доску: со слушателями автор общается как с приятелями, по доброму подшучивает, комментирует какие-то их действия. Марина Чен максимально открыта и проста как человек, но то, что идёт в плюс в образе, идёт минусом в стихах, которые являются прямым продолжением её открытой житейской натуры. Если взять фразу Г. Гейне: “Где кончаются слова, там начинается музыка“ и предположить, что поэзия – это иная форма музыки, сконцентрированной в словах, как потенциал цветка, находящегося в зародыше, то выходит, что и поэзия начинается там, где заканчиваются слова, там, где росток прорывает кожуру семени, не имея больше возможности находиться внутри.

Проще говоря, поэты – это те, кто сеет зёрна своего Слова внутри вашего сознания, и если в итоге они (эти зёрна) не прорастают, то тут, друзья мои, два варианта: либо семена не годны вообще, либо не годны именно для вашего горшка вашей головы. 

В случае со стихами Марины Чен, видя, как восторженно её слушают те 12 человек, что пришли на выступление, я всё же вынуждена остановиться на втором варианте. Перед до мной предстал поэт-текстовик, некоторые тексты которого были в своё время превращены группой Ночные снайперы в замечательные песни. А вот без внешней музыки они ощущаются как несостоятельные, потому что внутреннюю не имеют.

И получается, что стихи автора – это сухой остаток, как тот фруктовый порошок в пакетиках из детства, который нужно было предварительно развести водой, чтобы употребить.

Ко всему прочему, слова в анонсе к событию, мол, фанатам группы Ночные снайперы должно понравиться это мероприятие, производят впечатление, что автор хочет выехать за счёт сопричастности к вышеуказанной группе.

Всё, что было прочитано Мариной Чен в тот вечер, можно условно разделить на две фракции: лирическую и хулиганскую. В части лирики автор рифмовал про любовь, огорчения, надежды, потери, боль, а дальше – то же самое, но уже с добавлением солёных словечек и названий анатомических частей человеческого тела.

Запомнилась прозвучавшая из уст автора фраза “Моя любовь до пошлости чиста“, которая автоматически видоизменилась в моей голове в некое заключение: мои стихи до пошлости просты. И пошлость не в смысле: ой, тут про ж*пу сказали вслух, а я моралфаг!, а в значении – нечто, набившее оскомину, затёртое, банальное, что без кровотечения из уха, образно говоря, слушать невозможно.

В  перерыве между стихами обаятельная азиатка травила байки из жизни, рассказывала смешные случаи из многолетней дружбы с музыкантом Светланой Сургановой, о выходках своих питомцев – собак, о том, как поступала в ветеринарный институт и бросила его на первом курсе из-за специфического аромата профессии.

Слушая эти жизненные отступления в голову даже закралась крамольная мысль, что не будь в программе вечера стихов, то нигде бы и не убыло. Ведь всё равно воспринимаются они как пятое-десятое, и это не тот свет, который будет манить как маяк во мраке ночи“. И вот я  видела перед собой душевную жизнерадостную женщину, видела молодых людей, проникнутых её дружелюбием и, возможно, желавших познакомиться поближе. Но к чему здесь тексты? – напрашивался вопрос. Посидеть, поговорить бы за жизнь в рамках квартирника, выпить игристого за знакомство – и всё бы было хорошо, и никаких бы Облаков, никаких ожиданий с последующим хрясь об землю.

Фото: из сети.

собака

Ева Айсын