Куда приведёт Вырыпаев?

Куда приведёт Вырыпаев?

Иван Вырыпаев – российский драматург и режиссёр, в отношении которого общественность, кажется, имеет самое неоднозначное мнение. Споры о том, хороший Вырыпаев драматург или просто грязью всех поливает, вытаскивая наружу до тошнотворности паскудные стороны человека, слышатся давно. Особенно эстеты воротят нос. А те, кто не воротит, впадают в другую крайность и кричат, дескать, он вам грязь вашу в лицо суёт!  Ешьте и помните, что вы – грязь!

Ivan

Бывало говорили, что пьесы Вырыпаева вызывают омерзение, после них хочется отмыться, в них полно грязи и нет никакого смысла.

А ещё, мол, всё претенциозно, наивно и отдаёт юношеским максимализмом.

В дальнейшем над его фильмами, кстати, также посмеивались. Правда, наличие эстетики стали признавать, но всё равно считали, что фильмы ни о чём. Хотя сейчас те, кто нос воротил, уже себе этого позволить не могут. Ведь на сегодняшний день, это один из самых значимых драматургов. Не популярный, нет. Популярность означает массовость, а порой и шаблонность. Вырыпаев же значимый драматург. Его пьесы переводятся на другие языки, спектакли ставятся как у нас, так и за рубежом, а сам он является генпродюсером театра Практика.

Я познакомился с его творчеством через пьесу Бытие№2. Название, как все догадались, – отсылка к Библии, к книги Бытие. В пьесе идёт речь о дочерях Лота, и городах Содом и Гоморра. Действующие лица – душевнобольная и её врач. Сюжета как такового нет. Больная читает письма, спорит с врачом о бытие. И периодически выскакивает некто, поющий под гармонь похабные  частушки. От этой пьесы знатоки-интеллектуалы плевались по двум причинам: а) нет сюжета, б) отрицание Вырыпаевым любви. Похабные частушки, кстати,  почти никого не смущали.

Вырыпаев не отрицает любовь.

Жанр этой пьесы, обозначен как трагедия смысла. И это не значит, что смысла нет. Это значит, что он умер, умирает как нечто необходимое. Смысл в любви умирает. Смысл в семье умирает. Смысл быть нормальным человеком, умирает. Рождается новый мир, в котором отсутствует смысл – и это величайшая трагедия мира! Но благо есть любовь. Только если в старом мире, ты обязан любить и тех, и других, и бога и себя, то в новом ты сам решаешь, кого и что ты будешь любить. Человек в таком мире становится богом своей жизни, в которой он сам решает, что хорошо, а что плохо. Будет он заводить семью или умрёт один. Будет он любить родителей или просто хорошо к ним относиться.

В пьесе Июль, где герой, внезапно начинает уничтожать мир вокруг себя, в итоге убивает бога и уносится тремя архангелами в свой новый мир. И здесь не о зле и аморальности современного мира. И не о желании сбросить с корабля вечности старые устои, это желание человека строить свой мир в себе самом, со своими правилами. Внести в свою жизнь свой собственный смысл, а не позаимствованный. Бродский, наверное, назвал бы это крайним индивидуализмом. Кстати, по его мнению это лучшая защита от зла.

Одна из последних пьес “UFO“ состоит из монологов людей, повстречавших НЛО. В начале заявляется, что пьеса спонсировалась олигархом, а интервью были собраны аж по всему миру. В конце выясняется, что и монологи и олигарх – выдумка автора. Но этот момент теряется на фоне великого замысла, становится несущественным.

То есть ходил Иисус по воде или нет – не важно.
Важна идея сильной веры, которая ему это позволила сделать.

И не важно, видел кто-то НЛО или нет. Вырыпаев смог передать опыт переживаний людей, которые столкнулись с непознаваемым. Эти люди обрели мудрость, познали пустоту, услышали тишину. Зачем им это? Помогло разбогатеть или стать счастливей? Нет и нет. Но как люди они стали лучше, потому что соприкоснулись с тем, что называют чистым светом.

Один из моих любимых фильмов И. Вырыпаева – Танец Дели . Он снят на фоне больничной белой стены, где герои сидят на скамейке и обсуждают смерть одной из героинь. Фильм делится на несколько эпизодов и в каждом – разное развитие одних и тех же событий. Так или иначе, но все герои умирают. Главная героиня фильма – балерина, которая однажды увидев в городе Дели страдания людей, настолько глубоко приняла их в себя, что эти страдания стали её страданиями. И родился танец Дели, самый прекрасный из всех существующих танцев, с которым она гастролирует по миру. Принцип Страдания других – мои страдания. Мои страдания – моя радость  –  золотое правило Бодхисатв – тех кто не достигать состояния Будды, пока всё живое не достигнет высшего просветления. То есть живут они ради блага других, это цель их жизни. И главная героиня, таким образом,  пытается сделать своей целью – счастье других людей. Её мать, возлюбленный, друг-критик, медсестра – каждый после разговора с ней, избавляется от какой-то своей боли, страдания

Она избавляет их от страданий, которые не дают им двигаться дальше.

Одним из неоднозначных творений Ивана Вырыпаева стал фильм Кислород. Там, где провинциальный Санёк берет некислородную лопату и убивает некислородную жену“. “Потому что не всякая женщина является кислородом.  Здесь споры шли вокруг библейских заповедей, которые подавались в манере репа и были переосмыслены на современный лад. Не глумление ли? За всем этим отчасти потерялось главное. Оно не в модной подаче библейских истин, а в том, что люди волей неволей перекрывают себе кислород. То есть лишают себя возможности жить полной жизнью, любить, не творить зла. Санёк не слышал не убей, потому что был в наушниках.

Интересно, сколько важного мы пропустили за то время, что ходим в наушниках?

В Кислороде“  важно само наличие библейской мудрости, а главный конфликт в том, что наш мир не приспособлен эту мудрость уловить в какой-либо форме. Нас постоянно что-то отвлекает от любви, от Бога, от самих себя. Я думаю, Вырыпаева волнует  трагедия смысла, который исчез из нашего мира. Его в принципе волнует человек и то, что с ним происходит. Наверное,  люди сейчас стремятся к какому-то новому осознанию себя и своего места в мире.

Творчество Ивана Вырыпаева – это путь каждого человека к себе, процесс становления человечности в каждом из нас.

В одной из своих лекций о современной культуре в числе прочего, он сказал, что икона не может называться картиной или художественным произведением потому, что икона – это Бог. Отражение Бога, чистого и свободного от людского восприятия, так или иначе всегда есть в его творчестве. Герои Вырыпаева стремятся к Божественному свету, который находится в них самих, а не где-то извне. Их задача – обрести Бога в себе. sobaka

Сергей Першин