Нам нужен театр, но какой?

Нам нужен театр, но какой?

Вчера после спектакля Зыковы в Русдраме я долго думал про то, что театр сейчас стал восприниматься как-то иначе. Раньше было вполне достаточно убедительного изображения чувств, эмоций. Мы смотрели, как переносится текст на сценическое пространство, как страницы пьесы оживали перед нами, и были довольны этим. Сейчас требуется нечто большее. Мало транслировать текст пьесы и изображать что-то в декорациях, обозначающих место действия. Мало передать при помощи стандартной актёрской техники, о чём написал автор и как это связано с нами сегодняшними. Это всё может быть сделано хорошо и профессионально, только этого мало. В том числе и потому, что зритель сегодня не объединён чем-то одним. Есть огромный пласт людей, которым достаточно убедительного изображения эмоций и чувств в декорациях.

Вырос и растёт огромный пласт людей, которые хотят другого театра.

Первые скептически смотрят на вторых. Вторые не понимают первых. Это нормально, потому что всё течёт, всё меняется. И то, что когда-то было верхом профессионализма, со временем становится просто чем-то странным.

Про Зыковых я не думал. Артисты ходили, говорили текст. Зачем-то почти всё время все играли лицом в зал. Зачем играть лицом в зал непонятно. Смысл, правдоподобие и актёрская техника не пострадают, если повернуться к человеку. Я даже думаю, что всё было крайне точно и профессионально, но зачем так – непонятно. Впрочем, есть зритель, кому нужен именно этот театр. А гостеатры обязаны удовлетворять широкие массы, иначе как окупаться-то. Я уверен, что театроведы в красках бы описывали, как удивительно тонко и точно артисты передают внутреннюю трагедию своих героев. Главная героиня в начале такая ангельская, постепенно облачается в чёрное, как будто несёт траур по своей жизни. И бедный Антипа, посмотрите, как он разрушается и как это отражено в деревьях, которые в финале обрушиваются на него – так же рухнула и вся его жизнь. И теперь эти деревья так похожи на заготовки. Как будто привезли свежий материал, чтобы строить дом. И мы верим, что герои построят новую жизнь на старой, и всё у них будет в порядке. Или нет?

Можно так рассуждать и исписать сотни страниц в рассуждениях о том, какой смысл есть в пьесе Горького, игре артистов и интерпретации режиссёра. Но зачем?

По сути, спектакль ничего после себя не оставляет, кроме вопросов – зачем играть лицом в зал, зачем так страдать и зачем ставить спектакль по-старинке, когда есть много новых способов. Причём многие из них уже даже не современные, но всё равно новее. Ищите хорошие спектакли в записи. Смотрите их. И всё будет хорошо.

Фото: с ufagrad.info

Сергей Першин