Плохие и хорошие вампиры

Плохие и хорошие вампиры

В этом году российский кинопром выпустил два сериала на вампирскую тематику – ”Пищеблок” и ”Вампиры средней полосы”, и оба достойны внимания, если вы, конечно, интересуетесь российскими киноновинками.

Сериал режиссёра Святослава Подгоевского с невзрачным, но зловещим названием ”Пищеблок” снят по одноимённой книге Алексея Иванова. Писатель придумал интересную захватывающую историю, сочетая элементы советской идеологии и вампирской эстетики. Все эти кумачовые знамёна и пионерские галстуки, коллективизм и жертвенность символично вписаны в вампирский микросоциум с его иерархией. Правда, сценарист Александр Талал несколько изменил сюжетную последовательность книгу, и местами дополнил её новыми сценами, но Иванову его сценарий пришёлся по душе. Как кровопийцы появились среди людей, сколько их, кто кому подчиняется – зрители будут узнавать постепенно – серия за серией. Создатели_цы сериала детально воссоздали атмосферу пионерлагеря и образы советских подростков. Иванов оценивает эпоху СССР критически, поэтому по ходу идёт подсвечивание насильственных психологических практик, которые тогда считались частью советской воспитательной системы. И вампиры здесь выступают как производная от тёмной стороны общества, полной неправды и лицемерия. В писательской задумке много метафоричности.

Из известных актёров здесь можно увидеть Тимофея Трибунцева, Сергея Шакурова, Николая Фоменко. Хеппи энда в сериале нет. Возможно будет второй сезон.

”Пищеблок” – это традиционный мужской взгляд: важные дела в сериале делают мальчики (борются с вампирами), а женские персонажи в сериале – только награда для мужских – объекты их любви. И сюжет не обходится без тропа ”девушка в беде”, когда всю дорогу мальчики спасают беспомощных девочек. Особенно гипертрофированно выглядит сцена с главной пионервожатой в исполнении Ирины Пеговой, которая пытается затащить в постель коллегу, а когда у неё не получается, она выдаёт монолог ”одинокой стареющей женщины”, хотя по сюжету это женщина под 30 лет. Поэтому читать книги Иванова нет никакого желания – у меня есть большие основания думать, что в них немало сексизма. Самый главный минус сериала ”Пищеблок” – плохо подогнаны его составные части. При внимательном просмотре возникает много вопросов к сценарным поворотам и несостыковкам. На кинопоиске есть даже подкаст, целиком посвященный сериалу, где автор_ки обсуждают и разбирают каждую серию, и его можно использовать как дополнение к сериалу. 

Сериал “Вампиры средней полосы” режиссёра Антона Маслова снят по оригинальному сценарию трёх российских сценарист_ок. Если в “Пищеблоке” вампиры – отрицательные персонажи, злодеи и злодейки, с которыми главные герои борются, то в этом сериале они – положительные персонаж_ки, и сами являются героями и героинями истории. Причём основной стержень истории – это идея, что вампиры могут быть не менее (а может иногда даже более) человечными, чем люди. Нам показывают жизнь небольшой семьи вампиров в Смоленске, рассказывают как они там появились, как стали семьёй и как устроено их взаимодействие с людьми. Сюжет строится на том, что некий вампир начинает убивать людей, а этого вампиры по древнему закону делать не должны, иначе будут казнены. Вампирка-следовательница начинает расследование, вместе с присланным из Москвы коллегой (это основная любовная линия), и в эту историю оказывается втянута вся семейка вампиров.

Львиную долю шарма в ”Вампиров средней полосы” вносит Юрий Стоянов, который играет вампира-дедушку, и на котором держится почти весь сериальный юмор: его здесь много, и он в большинстве своём качественный.

Правда, от стёба и сарказма, которые односторонне звучат внутри абьюзивных отношений деда с внуком, меня коробило. От маститого Стоянова не отстаёт и легендарная Татьяна Догилева в роли великовозрастной чиновницы. В целом, все герои и героини очень объёмно прописаны, и все по отдельности интересны и харизматичны. Правда, чьи-то образы выглядят неестественно перекрученными, в том смысле, что если героя наделили какой-то характерной чертой, то она как будто гипертрофирована. Например, вампир-доктор – гипертрофированный любовник, вампир-студент – гипертрофированный недотёпа. Подобное я видела в другом российском сериале “Эпидемия”, поэтому больше одной серии не осилила. Но в “Вампирах средней полосы” достоинств больше, так что это меня подкупило. Например, здесь можно увидеть, что семья вампиров – это люди, объединенные общностью образа жизни, общей идентичностью – и в копилку того, что семьи могут быть разные. Отдельное спасибо создателям за локацию – город Смоленск.

Я считаю очень важным показывать в кино и сериалах Россию за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, причём не только условный город N, название которого не проговаривается, как, например, в ”Аритмии”, а вплетать городские особенности в сценарий, что и сделано в ”Вампирах средней полосы”.  

Знатоки_ни вампирской тематики могут поискать здесь отсылки к “Сумеркам” или “Реальным упырям”. Про сходство с первой сагой ничего сказать не могу, не смотрела, а с фильмом Тайка Вайтити “Вампиров средней полосы” роднит домашность вампиров – здесь тоже показан быт упырей и их взаимоотношения, местами умилительные, и очень приближены к человеческим.

Слабые места и того, и другого сериала – начальная заставка и те монстры, в которых превращаются “главные” вампиры. Такое ощущение, что всё это – сделано в paint. Штош. Видимо, бюджеты сериалов были небольшими, и денег хватило только на такие, прости господи, спецэффекты. Тем не менее оба сериала не лишены симпатичности, и плюсов в них больше, чем минусов. 

Ева Айсын