Шрш Рабинович и “Дейта Мейра“
Шрш Рабинович – автор и исполнитель песен, рок-музыкант, лидер лирик-панк группы “Дейта Мейра“.
Закрой глаза и вдохни полной грудью воздух этих улиц. Старайся вдохнуть именно это Время, почувствовать его Вкус. Какая, бл…ть, поэзия там вдыхается?! Ну, максимум, “Ночные Грузчики“ и Вера Полозкова…
Дискография:
2008 — Эротика Вен
2009 — ВеликЫй Кавардак
2010 — Панк-рок и немножко нервно
2011 — Идиотские песни
2012 — Кварт в Уфе
“Дейта Мейра“ – это почти эфемерное явление, постоянного состава у неё нет. Зачем тебе группа? Почему бы не остаться свободным исполнителем?
Есть люди, которые мне помогают. Мы постоянно репетируем, выступаем, записываемся, и поставить печать на конечном результате в виде своего имени было бы очень неуважительно по отношению к этим ребятам. И без того на чистом энтузиазме работаем. А насчёт непостоянства состава – это не чьё-либо желание, а обстоятельства: переезды, семьи, работа. Например, два года назад пришлось попрощаться с довольно неплохим сыгранным составом в Кумертау по причине моего переезда в Уфу. Да и что далеко ходить. Стас Журавлёв – потрясающий гитарист, играл с нами год, а теперь поступил Академию и уходит. Огромная потеря для “Дейта Мейры“. Думаю, если бы ушёл я, группа и то меньше бы потеряла (смеётся).
Как всё начиналось: когда впервые взял гитару и когда написал первую песню?
Началось всё очень типично: в 8 лет пошёл в музыкальную школу по классу классической гитары, успешно её окончил, затем играл в разных рок-группах в Кумертау, где-то на гитаре, где на бас-гитаре, где на клавишах. Сначала просто играл, потом начал принимать участие в аранжировках, потом кое-где уже сам сочинял “музыку“ с полной “аранжировкой“, и, наконец, начал пробовать сочинять целиком песни. Свои первые песни появились где-то в 2004 году. Это были “О Прекрасной Даме“, “Мыс Доброй Надежды“, “Сентиментальный Роман“. С этого места начались странности. Во-первых, с самого начала у меня не было того, что называется “пробой пера“, и с первой вещи пошёл неплохой материал, но при этом я не имел ни голоса, ни каких- либо задатков фронтмена. Во-вторых, изначально в моем представлении будущая картина выглядела совершенно иначе. Я хотел быть неким Евгением Хавтаном: писать материал неплохо играющей группе с каким-нибудь шликабельным мальчиком или эксцентричной девочкой на вокале, а самому стоять тихонечко на краю сцены и играть на ритм-гитаре или басу. Но за 3-4 года все попытки создания такой группы накрывались медным тазом. В итоге пришлось пробовать всё самому.
Небезызвестный Мрак с РокУфы как-то сказал, что с фамилией Рабинович не место в музыке. Так почему “Шрш Рабинович“, а не паспортное имя?
Это не творческий псевдоним, а прозвище, которое появилось ещё в школе, то есть в те времена, когда ни о каком творчестве мыслей не было. Спасибо недобрым одноклассникам. “Шрш“ и “Рабинович“ возникли как стёб из-за моего дефекта речи с буквой “р“. Под этим именем меня знают намного больше людей, чем под паспортным. Это и стало решающим аргументом, когда под песнями возникла необходимость подписаться.
Какую музыку слушаешь и какие исполнители, на твой взгляд, так или иначе, повлияли на твое творчество? Кто из уфимских тебе интересен?
Музыку слушаю разную, даже не имеет смысла перечислять. Насчёт влияния: всё так или иначе влияет. Даже если слушаешь и не нравится – один же фиг будет влияние. Но всё-таки одного человека хочется отметить особо – это гитарист-виртуоз, рок-бард, блюзмен Юрий Наумов. Он живёт в Нью-Йорке и в узких кругах по праву считается живой легендой. В одно время я был просто дико увлечён его творчеством, нашёл его вконтакте и как самый натуральный хрен с горы написал, типа “Здравствуйте, я вот уральский самородок, зацените, дескать, моё великое творчество!“. Надо сказать, что на тот момент у меня была только “Эротика Вен“, где запись не качественная во всех аспектах. Так вот, представь себе, он взял и прослушал его, накатал мне подробную рецензию со всевозможными советами в сочинительстве, аранжировке, исполнении, звукозаписи, сведении. Тогда очень удивился. Это как будто Леннон ведёт Чапмена в тир! И вот там он мне написал, сейчас уже не помню дословно, такую мысль, что, мол, для 20-тилетнего юноши всё очень достойно. Так держать! Одним словом, натуральная сцена встречи Державина с Пушкиным (смеется). Меня это очень вдохновило. Я ходил окрыленный года два, всё сочинял и сочинял. Потом мы ещё некоторое время общались, но я злоупотреблял его вниманием и снисходительностью, в результате чего был крайне деликатно и по умолчанию послан. Смотри басню Крылова “Свинья под дубом“ (смеётся). Из уфимских исполнителей мало кто интересен. Есть некоторые интересные группы: “Rockman“, “Рахим Итегез“, “Город Солнца“ – вот эти чуваки мне по кайфу, потому что они искренние. На них всегда приятно сходить, посмотреть, послушать. Они полностью отдаются своему делу. Но, к сожалению, при всём этом, музыка, которую они играют, мне не близка. В плеер не закину. А вот скажи, говорить сейчас в Уфе, что нравится группа “Ухо радуется“ – это моветон или нет? (смеётся). Даже если не моветон, то всё равно без комментариев. Ухо радуется!
На сегодняшний день у тебя пять альбомов. Какой из них ты считаешь самым состоятельным в том плане, что задуманное удалось полностью реализовать?
Во-первых, давай, чтобы не пугать эстетов и аудиофилов, назовём их всё-таки demo-альбомами. С ними у меня такая история: когда слушаю законченную пластинку, меня устраивает абсолютно всё. Даже возникает такая мысль, что теперь можно спокойно помирать, но проходит время и я начинаю замечать, что в этом месте что-то не так, в том – вообще ужасно, а здесь сделал бы совершенно иначе – и уже, как говорится, альбом альбомом альбом погоняет. Рано или поздно приходишь к мысли, что пришло время садиться за новую работу и сделать ее лучше. Поэтому, как следствие, чем более поздний альбом – тем ближе он мне сегодняшнему, однако на моменты “выхода“ каждого из них, они выглядели как полностью реализованная задумка. Исключение составляет только “Великый Кавардак“ – это вообще не альбом, а что-то вроде сборника более-менее удачных черновых дублей, записанных в течение года то тут, то там. Отсюда и название.
Как ты оцениваешь противоречивый лично для меня полифоничный альбом “Панк-рок и немножко нервно“? (ПРиНН – сокр. авт). Насколько мне известно, для его записи были приглашено немало людей.
Всё было несколько иначе. Были кумертауские музыканты – Аннетка, Юля и я. Из сопутствующего — акустическая гитара, синтезатор, микрофон, компьютер плюс относительно отвязный флэт, в котором можно было собираться часов на 5-7. Вот это, собственно, и есть “Панк-рок и немножко нервно“. Во время самих записей выяснялось, что Ирка Баутина приехала из Уфы на день, или что один мой товарищ умеет играть на баяне. В итоге всё они были задействованы в записи альбома. То есть всё это имело несерьёзную атмосферу. Зайдёт товарищ к Аннет, спросить что-нибудь насчёт курсовой, а мы ему: “На-ка возьми погремушку, стучи в такт, раз уж зашёл“. И, поскольку, очень много людей заходило и вносило свою лепту, то все они были упомянуты на обложке альбома. По факту же 95% “Панк-рока…“ мы сделали втроём. Насчет оценивания этого альбома, да и всех остальных скажу так: с каждым годом у меня появляется возможность записывать лучше и качественнее, то же самое относится и к сведению. Среди знакомых появляются более крутые музыканты. И время от времени я беру какую-нибудь старую песню и перезаписываю её на новом альбоме, Например, “Кошки на Крыше“ и “Музыкант“ из первого альбома были перезаписаны на четвёртом. Это означает только одно: меня перестало устраивать то, как они звучат. На данный момент из “ПриНН“ переписан только последний трек, к следующему альбому мы готовим перезаписанные “Дьявола Печать“ и “Антиутопию“, всё остальное пока устраивает.
Так значит всё-таки “лирик-панк“?
Да без разницы. Считай хоть бардом, шансоном, панком – не имеет значения. Текст и музыка от этого не изменятся. Для меня это, по- большому счету, говнорок с СПГС (Синдром поиска глубинного смысла – авт.) Типичнейший. Если бы говнари не обижались, не чтили этот термин как священную корову, – спасибо дяде Фёдору Чистякову, – то так бы и написал “говнорок“. Я сочинял эти песни, чтоб люди их слушали, если нравятся, и не слушали, если не нравятся!
В твоих песнях содержательные и интересные тексты, себя ты именуешь не иначе как “Великий русский поэт“, а в последнее время не раз был замечен на литературных сходках местных стихоплётов. Что ты скажешь в свое оправдание? (смеётся)
Многие мои песни изначально существовали в виде самостоятельных стихотворений, а уже потом легли на музыку. Захотелось посмотреть, каковы они именно с поэтической точки зрения, услышать мнения других пишущих. К тому же мне по кайфу сама поэтическая тусовка. Если музыканты вы…бываются перед своими слушателями, что они единственные и неповторимые, что они несут нечто новое, то поэтам даже вы…бываться-то толком не перед кем. Они так, меж собой в основном…
Хочешь сказать, что на эти тусовки ходят только сами поэты и кроме них самих их стихи мало кому интересны?
Дело не в стихах и не в самой поэзии. Просто время другое. “Каждому времени — свои ордена“ (смеётся). Было время, когда Высоцкий на расстроенной гитаре и хриплым голосом держал в гробовом молчании весь зал, а было время, когда Хендрикс играл чёрт знает что на Вудстоке и девочки текли. Разные времена были. Сейчас немного другое время – время клубных тусовок, кислотной музыки, интернет-террора, вольнодумства, лёгких наркотиков и т. д. Рекомендую тебе такое упражнение, связанное с медитацией. Выйди как-нибудь утром часиков в 6-7 на улицу. Желательно где-нибудь в центре города. Посмотри внимательно вокруг, потом закрой глаза и вдохни полной грудью воздух этих улиц. Сконцентрируйся и проследи, что вдыхается вместе с запахом этих улиц. Старайся вдохнуть именно это Время, почувствовать его Вкус. Какая, бл…ть, поэзия там вдыхается? Ну, максимум, “Ночные Грузчики“ и Вера Полозкова (смеётся). Проделай то же самое днём, вечером и ночью. Иной раз в твои сети в роли заливного гостя может и попадутся какие-нибудь Никонов, Дельфин, но едва ли Пушкин или Мандельштам.
Насчёт уфимских поэтов, то тут есть не только “подающие надежды“. Есть такие, к которым я хочу придти в гости с отравленным вином и сказать “Ты гений, друг, и сам того не знаешь!“. Читаю их стихи и прямо завидно. Думаю, “Ну, ё..твою мать, как же он сумел-то всё это гениальное и громоздкое заключить вот в эти незамысловатые строки?! Почему я так не умею?“ И спасибо тому, кто придумал понятие “белая зависть“ – как же им легко отмазываться (смеётся).
В твоем творчестве можно встретить немало отсылок к литературе. Песни “Преступление и наказание“, “Онегинские строфы“, “Вниз по кроличьей норе“ тому подтверждение. Ты заядлый книгочей или просто прикидываешься?
Больше прикидываюсь. Ну, а чем мерить? Количеством прочитанных книг? Иным одной Библии на всю жизнь хватает, а иные ходят как торчки: “Есть чё, есть чё?“. Мало читаю. Я думаю, мне бы даже пальцев хватило на руках, чтоб перечислить все прочитанные мною за жизнь книжки.
Ты часто устраиваешь квартирники и концерты, а есть ли опыт участия на музыкальных фестивалях или других масштабных мероприятиях?
Опыта нет. Во-первых, вечная проблема с составом, во-вторых, прокатит ли такая музыка там, куда люди пришли отрываться?
А как же Груша, Гринландии, Ильменьский фестиваль? Туда люди едут, чтобы слушать.
Да к черту эти Груши! Это как в детстве, в журнале “Мурзилка“, когда брали две абсолютно одинаковые картинки и искусственно создавали в них 5 незаметных невооружённым глазом отличий, а бедных детей заставляли их искать. Я подростком катался и на Нашествия, и на Груши, и чувствовал себя вот этим ребёнком, который считает складки на одеждах и зубы во ртах, да всё что угодно! и не может понять, где же, чёрт возьми, эти пять отличий!
Музыка для тебя – это хобби или работа?
Ни в коем случае не хобби. Музыка и поэзия для меня — работа, не приносящая денег. Независимо от того, есть вдохновение или нет. Ведь есть целая куча рутинной, монотонной работы, которой можно заниматься и не под вдохновением, например, всевозможные редактирования, репетиции, работа над техникой, расширение кругозора и т.д. С 2008 года у меня практически не было ни одной ночи, чтоб я не взялся за карандаш, инструмент или не сел за ноут.
Что для тебя самое главное в жизни?
А х..й знает…
Фото: из архива Ш. Рабиновича.