Восемь негритят Тарантино
Если интересной премьерой декабря была “Страна Оз“, то в январе – новое кино Квентина Тарантино “Омерзительная восьмёрка“.
Парадоксально, но фильмы этого режиссёра ждут как поклонники его творчества, так и те, кто от него плюётся и считает маэстро трэша больным человеком. Воистину любопытство часто сильнее отвращения!
Если ранние работы Тарантино были просмотрены мной скорее для сведения и без живого интереса, то последние его фильмы, напротив, – с интересом живейшим. Начиная с “Бесславных ублюдков“, в фильмах Тарантино появился исторический фон, за счет которого они приобрели масштабность и полифоничность. Красочные персонажи, сочные диалоги, закрученный сюжет и, конечно же, фирменная тарантиновская масакра отлично легли на эту новую канву и предстали в ином живописном свете.
Квентин Тарантино не скрывает любви к жанру вестерна, поэтому не удивительно, что в своей новой картине продолжает тему Дикого Запада, поднятую в предыдущем “Джанго освобождённом“. Реалии рабовладельческой Америки и гражданской войны остались позади, в “Омерзительной восьмёрке“ действие разворачивается через десять лет после завершения военного конфликта между Севером и Югом: время хоть и мирное, но США всё ещё живёт по законам расового противостояния.
Фильм начинается с заснеженных пейзажей штата Вайоминг, на фоне которых охотник за головами по кличке “Вешатель“ везет опасную заключенную Дейзи Домергу в город Рэд-Рок, чтобы сдать её властям. По пути он встречает двоих путников, у каждого из которых своя история и своя цель. Позже, попав в метель, им предстоит остановиться на постоялом дворе, где им встретятся ещё четверо любопытных персонажей.
В “Омерзительной восьмерке“ Тарантино тяготеет к камерности: начальные сцены, происходящие внутри едущего дилижанса, перетекают в декорации помещения и приобретают театральный антураж.
Дальше ещё интереснее – сюжет сворачивает в классическую детективную историю аля “10 негритят“: зрителю предстоит догадаться, кто из тех, кто находится в галантерейной лавке, не тот, кем назвался, а член банды Дейзи Домергу. Пока подозреваемые продолжают настаивать на своих алиби, подозревающие начинают разбор деталей, включая наблюдательность и дедукцию, а сюжет фильма насыщается уточняющими флэшбэками. Гвоздем детективной интриги Тарантино прибивает внимание зрителя к экрану вплоть до кровавой развязки, к которой приводит эффектный рояль в кустах, с треском ломающий размеренный ход фильма.
Тот Квентин, который любит с упоением смотреть на гибель своих персонажей, в этом фильме заставит себя ждать.
И, наверное, именно поэтому некоторые зрители пеняют на затянутость “Омерзительной восьмерки“, а точнее – преимущественно первых двух часов, где нет и намёка на трэш, а есть плавное погружение в атмосферу фильма, и не покидает ощущение, что каждая деталь здесь выточена и подогнана к другой, каждый штрих нанесён именно туда, куда нужно. Актёрский состав фильма не оставляет шанса на неудачу: Курт Рассел, Сэмюэль Л. Джексон, Тим Ротт, Майкл Мэдсон – имена, говорящие сами за себя. Также “Омерзительная восьмёрка“ – это масштабный дебют Уолтона Гоггинса (помните психопата Хохмача в “Ультраамериканцах“?), возвращение в большое кино Дженнифер Джейсон Ли (“Долорес Клейборн“), претендующей на Оскар за роль Дейзи Домергу, и серьезная роль Ченинга Татума, которого массовый зритель привык видеть в попкорновых комедиях.
Название картины можно было бы перевести точнее – “Ненавистная восьмёрка“, но вариант перевода наших прокатчиков в кои-то веки кажется мне более удачным: слово “омерзительный“ характеризует происходящее на сцене куда лучше. И его можно соотнести как с количеством злодейских персонажей на экране – все восемь омерзительны в своих поступках, но в то время же не лишены обаяния, – так и с сутью всего фильма, который является восьмым по счёту в фильмографии режиссёра, и омерзительным его назвать тоже есть за что. Тарантино никогда не был обременён политкорректностью – расистские фразочки, висельный юмор, рукоприкладство к женщине на протяжении всего фильма встречаются в немалом количестве. В то же время сюжетная линия не лишена сентиментальности – за это главным образом отвечают сцены с письмом от Авраама Линкольна, которое герой Сэмюэля Л. Джексона, состоявший когда-то с президентом в переписке, бережно носит в нагрудном кармане.
“Омерзительная восьмёрка“ – красочное и стильное кинополотно, которое держит внимание зрителя на протяжении всех своих трёх часов, а после завершения вызывает желание непременно пересмотреть. Восьмое творение Квентина Тарантино определенно удалось! И ничего, кроме как 10 из 10, ему поставить рука не поднимется. 🙂