Пермь театральная
Продолжу пермскую тематику – вслед за впечатлениями о Перми расскажу о его театрах.
У меня становится традицией перед поездкой в другой город включать в список мест посещения его театры. К счастью, в век скоростного интернета и электронных платёжных систем билеты в них можно заполучить не сходя с кресла. Так, перед поездкой в Пермь я вознамерилась попасть в Пермский Театр “У Моста“, а в последний момент – и в экспериментальный театр “Сцена-молот“, про который вдруг вспомнила и, зайдя на их сайт, увидела, что на январские спектакли остался ровно один билет. Что называется – меня ждал!
Конечно же, это не единственные театры славного города Пермь, но мой выбор был продиктован прицельным интересом именно к этим двум.
Пермский Театр “У Моста“ – авторский театр Сергея Федотова, созданный в 1988 году. По официальной версии название театра было изначально связано с его соседством с мостом через Каму, а позже его соотнесли с художественной концепцией театра: “У Моста“ называет себя театром мистическим, а на его сайте можно прочитать, что “постановки Федотова являются мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным“. На мой вопрос один из работников театра поведал другую версию – что такое название возникло из-за любви Сергея Федотова к творчеству Франца Кафки: если помните, в романе “Замок“ есть трактир “У Моста“. В Перми, кстати, большинство произносит название с ударением на первую гласную.
“У Моста“ сочетает в себе авангард, эксперимент и традиции русского психологического театра“ ,– гласит визитная карточка театра.
Мистический образ “У Моста“ во многом поддерживается благодаря литературным предпочтениям его создателя: в репертуаре театра можно увидеть постановки по произведениям таких писателей-мистиков, как Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, Л. Андреев, У. Шекспир, Б. Стокер и др. Сам Сергей Федотов говорит так: “Для нас мистика – это не тема, это особое мировоззрение. Наши спектакли могут быть трагическими и комическими, но элемент инфернальности, когда в действие вмешиваются сверхъестественные силы, в них обязательно присутствует“.
Если в начале пути Сергей Федотов поставил целью доказать, что экспериментальный авторский театр может стать театром для широкого круга зрителей, то ему это удалось в полной мере. Думаю, не ошибусь, написав, что сегодня “У Моста“ – самый популярный и многими любимый театр Перми. И весьма успешный. При этом внешне он выглядит невзрачно: не будь на фасаде здания многочисленных афиш и баннеров, издалека ничего бы не выдало его назначения. Да и находится он в неприметном месте – во дворах, так что не зная адреса, можно не сразу его найти.
Первое, что бросается в глаза внутри театра – это многочисленные награды, вывешенные на стенах и даже на потолке.
Вот самые впечатляющие из них: трижды лауреат Российской Национальной премии “Золотая маска“, обладатель 35 Гран-при зарубежных фестивалей, участник 146 международных фестивалей, входит в десятку лучших театров России и много чего ещё. А в 2014 году “У Моста“ организовал первый международный фестиваль Мартина МакДонаха – ирландского драматурга, больше знакомого мне как сценарист и режиссёр фильмов “Залечь на дно в Брюгге“ и “Семь психопатов“. Театру С. Федотова ни много ни мало вменяют открытие и популяризацию нового драматурга в России – “ирландские“ постановки “У Моста“ стали лауреатами многих фестивалей, а пьесами МакДонаха заинтересовались другие российские театры.
Дальше – капля дёгтя: в кассе театра меня ждало большое разочарование.
Подойдя к кассиру для обмена электронного билета, я узнала, что спектакль “Чайка по имени Джонатан“ заменили на другой. На мой вопрос, в связи с чем, женщина за окошком сообщила мне, что в новогодние каникулы людям хочется чего-то лёгкого и веселого, а философские притчи – не самое подходящее развлечение. “Зато посмотрите комедию!“, – радостно заверила она меня и, заговорчески понизив голос, добавила: “Там любовный треугольник!“, ожидая, видимо, что я закачу глаза и воскликну: “Вау!“. Делать нечего, сдать билет и не узнать, что такое Театр “У Моста“ – было не лучшим вариантом, пришлось пойти на другую постановку. А жаль, хоть самый известный рассказ Ричарда Баха в художественном плане мало чем примечателен, мне очень хотелось увидеть, как поставят эту историю про чаек на сцене. Самое грустно-смешное, что перед началом показа (другого спектакля) в зал вышел конферансье и выдал восторженную тираду, смысл которой можно было свести к двум составляющим: “какой мы хороший театр“ и “какие вы хорошие зрители“. Учитывая факт замены спектакля по несерьезной причине, всё это воспринималось мной со скептической усмешкой: не очень убедительно звучат слова о важности зрителя, которым можно иной раз и пренебречь.
Очень надеюсь, что “У Моста“ это не частая практика, а мне просто не повезло.
Спектакль, который выбрали за меня властители театра – трагикомедия “Оркестр“ – оказался интересным по содержанию и отличным по исполнению, но произвёл впечатление проходного, не раскрывающего концепцию театра. Так что, несмотря на неприятный инцидент, в “У Моста“ мне бы хотелось вернуться, чтобы увидеть его потустороннюю составляющую в спектаклях – то, что и делает театр мистическим.
После спектакля конферансье предложил зрителям заглянуть в закулисье театра: оказалось, что ежегодно на январских каникулах “У Моста“ в качестве новогоднего бонуса приоткрывает двери в своё святая святых. Экскурсовод водил зрителей по запутанным лабиринтам тёмных искусственно запаутиненных помещений и рассказывал об их назначении. Собственно именно здесь можно было увидеть визуальные подтверждения статуса “мистический“ – в интерьере петляющих лабиринтов закулисья много разного антуражного реквизита, начиная от черепов и заканчивая Дракулой в гробу. Вероятно, из опасения потерять мистическую атмосферу столь признанный театр и не переезжает в здание более респектабельное.
Следующим пунктом назначения стал Театр настоящего времени “Сцена-молот“, появившийся в Перми в разгар “культурной революции“. Театр был был создан в 2009 году худруком московского театра “Практика“ Эдуардом Бояковым на базе малого зала Пермского академического Театра-Театр. При подходе к зданию советского типа сразу бросается в глаза светящийся фуксичный логотип театра и расписанные граффити входная дверь.
Маленький экспериментальный театр – как сердце внутри холодного по виду здания большого академического театра.
По официальной версии идея сурового названия уходит корнями в историю Перми: по словам краеведов, старая Пермь стоит на гигантском молоте, чугунные останки которого закопаны на территории Мотовилихинских заводов. В связи с этим какое-то время в прошлом Пермь звался городом Молотовым.
Судя по полному залу, пермяки свой театр любят и не дают ему пустовать. Суть спектакля “Голубая комната“ по одноимённой пьесе Дэвида Хэйра, на который я попала в тот вечер, можно кратко описать фразой одного из его героев: “Постель – мерило всего, единственное место общения, единственное, что удерживает людей рядом друг с другом“. Все персонажи в “Голубой комнате“ связаны между собой двойными сексуальными отношениями: это мужья, жены, любовники, любовницы, случайные знакомые, путаны и их клиенты. Все они, получая физическую близость, остаются в пустоте, и в погоне за новыми ощущениями не вглядываются в тех, кто рядом с ними.
“Голубая комната“ – переложение пьесы австрийского драматурга Артура Шницлера “Любовный хоровод“, которую до конца 20 века никто не решался ставить из-за её причисления цензорами к разряду порнографии. Но здесь сцены сексуального характера обыгрываются так завуалированно и ловко, что, кажется, поставив спектаклю категорию +18, создатели больше перестраховывались. Не сказать, что постановка меня впечатлила, но один раз посмотреть её определенно стоило. К тому же задача была шире – увидеть театр изнутри, и она выполнена.
“У Моста“ и “Сцена-молот“ в копилку театрала – дзинк! 🙂
В следующей статье буду вспоминать про Пермь музейно-галерейную!