“Уж сколько раз твердили миру…“

“Уж сколько раз твердили миру…“

Для тех, кто давно знаком с творчеством режиссёра Вуди Аллена, этот фильм будет, как визит старого приятеля. Вы ему очень рады и пропустите с ним стаканчик-другой, но при этом прекрасно знаете, какую шутку он вам расскажет. Вы примерно понимаете, как он будет себя вести, и почти наверняка знаете, чем закончится вечер. Вечер будет превосходным, и даже понимание, что год назад вы почти точно так же сидели, не омрачит его. Для тех, кто видел у Вуди Аллена два-три фильма, это будет незабываемая встреча, о которой ещё долго можно будет вспоминать.

“Иррациональный человек“ – это “Преступление и наказание“ Ф. Достоевского под прелюдию до минор Баха и “In the Crowd“ Рамси Льюиса.

Простой случай, которому в газете уделили бы небольшой уголок в колонке криминальных новостей, становится философской притчей глобального масштаба.

вуди аллен

Вместо Раскольникова перед нами Эйб Лукас в исполнении Хоакина Феникса – философ и писатель – который, по его собственным словам, однажды “забыл ради чего живёт, а потом вспомнил и сам себе не поверил“. Он много пьёт и уже давно ничего не пишет. Жизнь в нём словно остановилась. Его абсолютно ничего не радует и не приносит удовольствия. Эйб приезжает в очередной колледж преподавать философию, и однажды случайно слышит о несправедливости местного судьи к бедной матери с двумя детьми, и понимает, что способен и должен его убить. И убьёт. Сама мысль, что подобным образом он совершит благое, справедливое дело, возвращает его к жизни. Он буквально оживает, начинает радоваться жизни, заниматься сексом, писать стихи и публицистику. Меняются темы его лекций.

Вместо немецкой классической философии он начинает преподавать новую европейскую, мотивируя это тем, что она учит своему собственному отношению к тому или иному явлению: “Что это значит для меня?“

Что для Эйба убийство? Конечно, он понимает, что поступок этот омерзителен и бесчеловечен. Но с другой стороны, судья, которого он собрался убить, – взяточник, и за свою судебную карьеру не сделал ничего хорошего. Наоборот, есть подозрения, и не безосновательные, что от его рук страдают невиновные. У него нет семьи, а значит, из-за его смерти никто не будет страдать. Есть ли у него друзья? Скорее всего, только коллеги. Является ли он ценным работником? Нет, он посредственен. И да – он, безусловно, творит зло и несправедливость: осуждает невиновных и оправдывает преступников. Станет ли мир чуточку лучше, если элемент беззакония исчезнет? Конечно. Загвоздка лишь в том, что эта справедливость будет получена путём убийства.

Возникает своего рода дилемма. И вопрос приобретает более глобальный масштаб –  можно ли посредством зла творить добро?

эйб

Герой фильма – философ, поэтому, принимая решение, он основывается не на чистой логике – “убийство – зло“, а на том факте, что в жизни всё иначе. На ней он как раз поднимал тему логики в теории и её “действенностью“ на практике. Отсюда и иррационализм. Эйб понимает, что сама мысль об убийстве как благом деянии – зло, но уверен, что в перспективе его поступок принесёт только справедливость.

Другой взгляд на эту дилемму – у Джилл в исполнении Эммы Стоун. Она – студентка, по складу ума и мировоззрению похожая на Эйба. Именно вдвоем они случайно подслушали в кафе разговор бедной женщины, с которой судья обошёлся несправедливо. Если Эйба это сдвинуло с мёртвой точки, то на Джилл это произвело более ровное, хоть и одинаково угнетающее впечатление. Да, они оба пожелали смерти этому человеку. Но Джилл всё равно считает недопустимым творить добро и справедливость с помощью убийства, потому что “одно убийство порождает другое“.

На примере этой философской задачки режиссёр даёт понять зрителю, что зло, пусть даже совершённое ради справедливости, неизменно приведёт к ещё большему злу.

Казалось бы, люди давно это понимают, и некоторые, наверняка, по-снобски отмахнутся от этой идеи, дескать, “плавали-знаем“. Но если включить новости, почитать прессу и поискать в Интернете о том, что говорится о событиях на планете, то мы увидим, что мир пытаются установить войнами, а справедливость, равноправие и даже уважение добиваются исключительно агрессией. Здесь не до новых масштабных истин, не до открытий в философии гуманизма. Всё проще – зло порождает зло. И никаких исключений. Так что, если это не первый ваш вечер с Вуди Алленом и вы уверены, что уже знаете его шутки и мысли наперёд, пожалуйста, задумайтесь.

Может быть, он вам из года в год повторяет простые истины, потому что вы не в состоянии до сих пор их понять?

sobaka

Сергей Першин