“В“ как в имени “Виан“

“В“ как в имени “Виан“

Недавно обнаружила в сети фильм с интригующим названием “В“ как в имени “Виан“. Отсутствие отзывов о картине еще сильнее подогрело интерес к  нему. Оказалось, что это биографическая драма о жизни писателя Бориса Виана – автора самых ярких постмодернистских произведений Франции. Киноисторию о жизни прозаика, поэта и маэстро джаза снял французский режиссёр Филипп Лэ Гюэ ещё в 2011 году. 

Имя Бориса Виана знакомо массовому зрителю по экранизации его романа “Пена дней“, вышедшей в российский прокат в 2013 году. Среди моих знакомых довольно много людей, заинтересовавшихся Вианом именно после просмотра этого фильма. С удовольствием порекомендую им и работу Лэ Гюэ, и могу с уверенностью сказать, что картина является удачным пересказом жизни и мировоззрений писателя. При этом фильм не является жизнеописанием одной личности, а представляет собой колоритный портрет всей парижской эпохи “свингующих“ в послевоенные годы. Уже с самых первых кадров становится ясно – во главу угла создатели намеренно поставили не детальную передачу хронологии, а максимально яркое и достоверное изложение сути творца – его борьбу с собственным эго. Фильм рассказывает о многолетней внутренней борьбе писателя со своим двойником по имени Вернон Салливан. Это имя было самым успешным псевдонимом, под которым кудесник Виан “ткал“ свои шедевры. По иронии судьбы произведения, созданные под псевдонимом, имели больший успех, в отличие от тех, которые автор подписывал настоящим именем.

Нитью Ариадны в фильме является актуальный вопрос о том, насколько важно для автора быть понятым и востребованным. А также возможна ли успешность в сохранении равновесия между ролями творца, супруга и отца.

В картине показан путь, проделанный Вианом от безвестности и рутинной работы до первого признания, которое подарила писателю его книга “Пена дней“. Хочется отметить прекрасную игру актрис, перевоплотившихся в муз писателя, – Жюли Гайе и Анна-Лена Страсс. Незаурядность взглядов главного героя, его неистовое увлечение музыкой и непростые взаимоотношения с близкими людьми поданы режиссёром с иронией, так характерной для самого Виана. Наблюдая за главным героем, рисуемым актёром Лораном Люка, кажется, будто перед зрителем Борис Виан собственной персоной. Красочности картине добавляет и звучащая в ней музыка, которая доносится из проигрываемых героями пластинок или “рождается“ на площадках джаз-клубов эстетского Парижа 30-х годов.

А ещё меня¸ как любителя анимации, порадовали мультипликационные вкрапления. Они добавляют в полотно картины волшебства, и кинематографический бриллиант начинает сиять иными гранями.

К примеру, рисованная водяная лилия, знакомая нам из “Пены дней“, здесь поселяется в сердце самого Виана. Это растение символизирует не только физический недуг писателя, который скончался от сердечного приступа, но и его душевные катаклизмы. Интересно наблюдать за фрагментами, иллюстрирующими противоречивые взаимоотношения Виана с писательской братией, в частности, за его трогательной дружбой с четой Сартр. Здесь Лорану Люка удалось убедительно и ёмко вложить в свой персонаж обаятельную неврастеничность и самобичевание, свойственные Борису Виану. Занимательны чёрно-белые кадры, сделанные под “документалистику“ и вещающие о том, как “экзистенциалисты веселятся, заново изобретают мир и играют на трубе“.

Абсурд, гротекстность ситуаций и смешные сцены в картине Филиппа Лэ Гюэ являются апогеем драмы, а не комическим пересказом жизни “белой вороны“.

А показать Виана как личность глубокую и с трагедийным восприятием мира, не окунувшись в реки комической наигранности, непросто. Возможно, это одна из причин, по которой в закромах мирового кинематографа практически отсутствуют документальные  фильмы о жизни этого писателя. Скорее всего, чтобы показать историю столь неоднозначной личности, нужно и самому быть отчасти магом-эксцентриком: смельчаку Филиппу Лэ Гюэ удался ювелирный ход – соединить в своей картине биографические данные с элементами волшебства!

собака

Гера Столицына