Молодое кино Башкортостана. Какое оно?

Молодое кино Башкортостана. Какое оно?

Недавно побывала на Республиканском фестивале “Молодое кино Башкортостана“, который прошёл в кинотеатре “Родина“. СМИ пишут, что это третий по счёту фестиваль башкирского молодого кино, но поскольку про первые два я ничего не слышала, то и не попала на них в своё время. Информацию про нынешний фест увидела на стене френдессы в соцсетях, что и определило мои планы на тот вечер. Напомню, что один из интересов “Собака Павла“ – рассказывать о местном кинематографе. На этом поприще мы уже немало понаписали: было про Енмеш, Йэн, Ловец ветра, фильмы А.Аскарова, Из Уфы с любовью, Бабич. И думаю, этот список в будущем будет пополняться.

Итак, на фестивале этого года зрителю показали 6 киноработ молодых режиссёров. Все их я видела впервые: четыре фильма были на башкирском языке с русскими субтитрами, два – на русском. Оказалось, что в создании двух последних в качестве оператора участвовал мой давний знакомый, кинорежиссёр Данил Васильев, у которого я брала как-то в прошлом интервью и даже немного поучаствовала в создании его фильмов. Стоит заметить, что показанные работы – участники или лауреаты башкирских, российских, а некоторые – международных фестивалей. Но это им не очень помогло.

“Мой лечащий враг“ режиссёрки Фарзаны Утарбаевой – фильм про врача-невролога Риту, к которой на прием попадает пожилой человек с амнезией. Узнав имя и некоторые детали биографии мужчины, главная героиня начинает подозревать, что пациент – это её отец, который бросил их с матерью много лет назад. Создатели показали терзания, метания и внутреннюю борьбу главной героини, у которой ненависть к отцу перемежается с тёплыми родственными чувствами. Фильм слегка касается проблемы пропадающих без вести людей: в начальных титрах создатели дают некоторые статистчиеские данные. В главных ролях снялись актриса русдрама Айгуль Шакирова и Марат Курбангалеев из Молодёжного театра, так что игра актёров здесь более-менее. Но всё остальное оставляет желать лучшего: банальный сюжет, штампы, неестественные реплики героев: ну, не говорят врачи по-книжному сложными предложениями! Осталось непонятным, какую функцию нёс начальный эпизод с пациентом с болезнью Паркинсона. Если его убрать, то смысл фильма не изменится. Это кино мне напомнило работы киношколы Булата Юсупова. В своё время я изрядно ими объелась. Фильм Утарбаевой выглядит как “старший брат“ творений учеников юсуповской школы. То есть это кино выигрывает только на их фоне.

Короткометражка “Кофе и знакомство“ режиссёра Ильназа Мустафина неожиданно касается темы ЛГБТ и гомофобии. Динамичное видео, снятое “живой“ камерой, с гармоничными диалогами, необычными ракурсами показывает историю случайного знакомства парня и девушки с неожиданным сюжетным поворотом, но с вполне ожидаемым финалом. В фильме не обошлось без нелепостей: например, зачем двум парням держаться за руку, если незрячего обычно ведут под локоть? Или: почему гопники так долго не могут догнать главных героев, если полфильма идут за ними по пятам. Это первое кино про башкир и на башкирском, где затронута тема ЛГБТ. Этой стороной работа Ильназа, конечно, ценна. Ведь гомофобия и гомохейтерство – большая проблема в нашей стране, где язык насилия негласно одобряется на государственном уровне.

“Гость“ режиссёра Руслана Тавабилова – самое смешное кино из всех. Если вы смотрели корейские фильмы ужасов, то поймёте о чём я. В квартиру к главному герою – молодому человеку импозантной наружности вламываются два бандита и девушка. Угрожая пистолетом, они связывают его, и просят подняться в квартиру своего подельника, сидящего в машине. У фильма хромает сценарий: совершенно непонятно, какая связь между бандитами и хозяином квартиры, почему первые пришли именно к нему и чего от него хотят. Злодеи в ожидании сообщника ругаются и время от времени избивают главного героя, в то время как девушка весь фильм сидит и всхлипывает. Развязка наступает, когда один из нехороших парней находит странную книгу в старинном переплёте, и здесь зрителю становится ясно, о приходе какого гостя хозяин квартиры не раз упоминал. В качестве музыки к фильму создатели взяли песню уфимской группы “Калипсо“, солист которой Алексей Глазырин сам снялся в этом кино. В техническом плане “Гость“ сделан хорошо, а вот в содержательном и смысловом – выглядит несостоятельно. Первое,  что приходит в голову на финальных титрах, что режиссёр –  поклонник саги Сапковского о “Ведьмаке“, которому и посвятил своё кино. Ну, собственно, и всё.

У следующих двух документальных фильмов есть сходство: “Живи, солдат, живи“ Кирстен Гайнет и “Ляйсан. Весенний дождь“ Гульназ Аитбаевой поднимают интересные и важные темы, но то, как они сделаны, вызывает недоумение и вопросы. Как будто это кино вырубили топором, не особенно заботясь об эстетической стороне дела.

“Живи, солдат, живи“ – это история про Газиза, который в молодости, будучи в армии, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской ГЭС. Спустя 28 лет он получает квартиру в городе, и во время празднования новоселья с соседями, последние узнают, что у мужчины нет ни жены, ни детей, потому что в Чернобыле он лишился “мужского“ здоровья. Нам показывают кадры из родного дома Газиза, где старушка-мать, рассказывая о холостом сыне, описывает его несчастную жизнь. В финальных титрах создатели фильма указывают на тот факт, что многие пострадавшие участники тех событий остались без поддержки государства, то есть попросту были им забыты. Но всё остальное время фильм упорно тащит навязчивую мысль, что мужчина, не способный иметь детей – это никому не нужный элемент общества. Каким бы работящим, хозяйственным и заботливым он не был – а Газиз показывает себя в фильме именно таким – он не будет нужен ни одной женщине. Мы привыкли, что только нас, женщин, считают инкубатором детей, а удивительный фильм Кирстен Гайнет говорит, что и мужская фертильность имеет первостепенное и наиважнейшее значение для общества. И когда сам человек перенимает эту токсичную парадигму и покоряется ей, то ему ничего не остаётся как поставить на себе крест. Главного героя, как личность, этот фильм совершенно не рассматривает. Жутко.

“Ляйсан. Весенний дождь“ Гульназ Аитбаевой – это невероятное сочетание прекрасного и ужасного. Прекрасное в этом документальном фильме – рассказ об истории народного ансамбля танца “Ляйсан“, возникшего в послевоенные годы в селе Уральск Учалинского района Башкирии. Удивительно, что этот коллектив существует больше пяти десятилетий, бережно сохраняя традиции башкирского народного танца и даря высокое искусство зрителю. Ансамбль активно гастролирует не только по России, но и за рубежом. В первые года его образования сам мэтр башкирского танца Файзи Гаскаров принимал участие в постановке их танцев. Историю ансамбля “Ляйсан“ рассказывают его основатель Адгам Шарафутдинов и танцоры, танцовщицы разных поколений. Ужасное в этом фильме то, как он сделал: как подан материал, как смонтирован. Меня вымораживало при виде того, как главный герой говорит высокопарным канцеляритом, будто выступает с трибуны партсобрания. Антиэстетика меня отпускала только тогда, когда на экране показывали фрагменты выступлений коллектива, но стоило им закончиться, как снова  обухом по голове ударяла неказистая кондовая реализация фильма. Я не понимаю, почему в 2018 году этого кино выглядит как снятое в 70-80-х годах. Если бы увидела его случайно в Интернете, то ни за что бы не подумала, что фильм сделан в наши дни.

“Перфоманс“ режиссёра Александра Марьина занял в моём личном хит-параде первое место. Здесь даже можно поиронизировать, что прелесть башкирского кино в лаконизме (это была самая маленькая по времени работа): мол, сделаешь короткое кино не успеешь напортачить. Но иронизировать не буду. Просто в отличие от остальных работ фестиваля, все компоненты в этом  фильме сложены и подогнаны очень удачно: гармоничное сочетание идеи, реализации, актуальности. “Перфоманс“ показывает, как художник в погоне за быстрой славой и успехом может принять радикальное решение. Я подумала, что режиссёр вдохновился реальной историей американки Кристин Чаббак, но Марьин мою догадку опроверг, сказав, что про это ничего не слышал.

Помню, в 2011 году киновед Всеволод Коршунов пожелал башкирскому кинематографу следующее: “Авторам следует обратить внимание на две вещи: качественную драматургию – почти везде хочется “гаечки подкрутить“ – и повышение визуальной, экранной культуры“. После III Фестиваля “Молодое кино Башкортостана“ стало очевидно, что его пожелания всё ещё актуальны.

Ева Айсын