Данил Васильев: “Если я сам недоволен фильмом, то положительные отзывы лучше его не сделают“
Знакомьтесь, Данил Васильев – уфимский режиссер короткометражных фильмов в стиле “трэш“
Фильмография:
– Джонатану, с благодарностью (2008)
– Мы / ZooYork (2008)
– Фотография (2009)
– Твистеры (2009)
– Восставший Каин (2011)
Что для тебя “кино“ и как ты начал его снимать?
Для меня кино – это самое большое увлечение. Серьезный зрительский интерес к кино проснулся после просмотра “Пилы-2“ в кинотеатре. Как раз в этот период дома появился доступ к интернету и я мог окунуться в мир кинофорумов. Со временем стал смотреть много разных фильмов и даже пытался с другом держать собственный киносайт с переводами новостей и рецензиями, которые сами же писали. Тогда даже мысли не было о том, чтобы попытаться снять кино самому или просто попасть к кому-то на площадку. Однажды один мой знакомый решил снять короткометражку. Сказал, что ищет энтузиастов, которые смогут ему помочь. Мне показалось это интересным, и я предложил ему в качестве основы свой рассказ. Передал ему распечатку в университете, а по дороге домой понял, что мне не хочется, чтобы мою историю использовали другие люди. Подумал, что и сам смогу это сделать. На полпути вылез из маршрутки, вернулся в университет и забрал рассказ под каким-то предлогом.
И что стало с этим рассказом?
Он был экранизирован. В тот момент я попросил о помощи Илью Гуляева, с которым познакомился на одном кинофоруме. Многие проекты впоследствии мы делали вместе. Подготовка к первым съемкам была долгой и сумбурной. В поисках нужных помещений я обращался к знакомым и друзьям. В качестве актеров позвал своих сокурсников. Было два адских съемочных дня по 12 часов. Через неделю пришлось всё переснимать заново. Так появилось наше первое кино “Джонатану, с благодарностью“. Когда я показал смонтированный фильм другу, он посмотрел, рассмеялся и сказал: “Ну, главное, что попытались!“. Тогда я понял, что Джонатану Демме, которому он посвящен, я его точно никогда не покажу! (смеётся).
Сколько человек обычно работают над фильмом?
Первый фильм делали на пару с другом. Второй проект, в котором я участвовал, – были съемки сюжетного клипа “Мы“ на композицию Пола Окенфолда “ZooYork“. Авторы сценария и режиссеры –Илья Гуляев и Катя Романова. Это был первый и не единственный опыт командной работы, но единственный удачный. Теперь я знаю, что надо очень внимательно подходить к вопросу о том, с кем плечом к плечу предстоит работать. Кстати, из всех авторских проектов, в которых я участвовал, “Мы“ набрал больше всего просмотров на youtube, более 2 000 (смеётся). А сейчас раскладка такая: режиссёр, оператор, монтажёр, цветокорректор – один человек, это я. Звукорежиссёр – второй человек. Плюс один или два ассистента на съёмочной площадке, и актёрский состав.
Что самое трудное в процессе “киноделания“?
Да всё непросто. Вообще, уже хотя бы для того, чтобы качественно держать уровень – надо немало средств и умения. К тому же неизбежно все стадии процесса сопровождаются психологической устойчивостью. От этого яблока откусывают все, кому не лень.
Твои короткометражки выходят под логотипом “Dissonansse“. Как он возник и что означает?
В самом начале предполагалось, что работы под этим логотипом, как условный рефлекс, будут настраивать на определенный хулиганский лад, вызывать некий диссонанс. Номинально “Dissonansse“ можно назвать творческой группой. Виртуально – это группа в вконтакте, где можно узнать о нас, посмотреть наши работы и высказать своё мнение.
Последняя ваша короткометражка была снята по рассказу Стивена Кинга “Восставший Каин“. Почему именно этот автор? И почему выбор пал именно на этот рассказ?
Когда у тебя не так много опыта и совсем немного денег, в первую очередь приходится думать о том, что тебе по силам снять. “Каин“ в реализации очень простой рассказ, то есть здесь не нужны костюмы 18 века, дорогие машины или космические декорации. Хотя, несмотря на всю эту простоту, проблем также было немало. Например, где взять винтовку? Где найти помещение, похожее на комнату общежития? Я около месяца занимался поисками, и комнату удалось найти только за неделю до съёмок, а винтовку так вообще за пару дней. Так что цели снимать кино именно по рассказу Кинга не было. Можно сказать, что он просто под руку попался.
В “Восставшем Каине“ студент расстреливает своих товарищей из окна общежития. Как ты относишься к насилию в кино?
Нормально отношусь. Многие истории разворачиваются на базе чего-то негативного. Просто кто-то заостряет внимание на одних сторонах фильма, кто-то – на других. Я, например, не понимаю некоторых сцен насилия в кино, какие-то даже смотреть не могу. Но когда непонимание и неприятие рождают отрицание – это узкомыслие. Если кто-то хочет снимать жесть ради жести, пусть снимает. Уверен, у него тоже найдутся свои зрители.
Есть опыт участия в конкурсах и фестивалях?
Да, есть опыт получения отказов в участии на кинофестивалях (смеётся). Без обид, просто не снял еще ничего достойного. Правда, вот “Восставшего Каина“ пригласили на фестиваль короткометражек, основанных на произведениях Стивена Кинга, который должен пройти осенью в Краснодаре. Ах, да! “Твистеры“ были показан в рамках проектов “Киновторники в Джаз-клубе“ и “Снято на…“ на UTV. В качестве специального гостя в Джаз-клубе присутствовал преподаватель академии искусств Искандер Ахметвалеев, с которым мы продолжили общение и после показа. Он и познакомил меня со студентами Академии искусств, при участии которых был снят “Восставший Каин“.
Если не ошибаюсь, “Фотографию“ не взяли на Уфимский фестиваль короткометражных фильмов по причине “пропаганды насилия“. Как ты это прокомментируешь?
Да, так примерно и было. Но что такое пропаганда? Это призыв к совершению какого-либо действия или продвижение каких-либо идей. В связи с этим у меня вызывают ступор заявления, что какой-то фильм пропагандирует насилие только потому, что в нем имеются сцены насилия. Я считаю, что важна интерпретация, эмоциональный и смысловой фон. Что касается “Фотографии“, там вообще насилия, как такового, нет. Весь трэш основан на случайном стечении обстоятельств. Что мы там пропагандировали? Случайность? Да это бред. Наверное, есть небольшая доля людей, которых насилие и наркомания в кино, в компьютерных играх, в книгах могут подтолкнуть в их сторону. Но если мы будем отталкиваться от таких девиаций, то по этому принципу можно вообще запретить всё, начиная с Библии и заканчивая самим человеком. Давайте “отменим“ людей и не будет тогда никакого насилия.
В последнее время много говорят о так называемом “мессэдже“ в искусстве. Что ты хочешь донести до людей и какой реакции от них ты ждёшь?
Нет миссии, вроде сделать мир лучше или изменить его (смеётся). Мне просто нравится снимать кино. Испытываю кайф на каждом отрезке пути: предварительное обдумывание идеи, написание сценария, организация и работа с людьми, непосредственно съёмочный процесс, монтаж и многое другое. Никакой определённой реакции от зрителей не жду. Если я сам недоволен фильмом, то положительные отзывы лучше его не сделают. А если фильм хорош, то никакая критика его не разобьет.
А ты не допускаешь, что автор может ошибаться, оценивая свое “детище“ положительно?
Чтобы мы сейчас поняли друг друга, я бы предпочел ввести термин, который четко разграничивает определение критики. Это конструктивные советы. Они касаются того, как фильм сделан, и в этой плоскости ты можешь спорить с автором. Ты можешь указать ему на технические и структурные огрехи, Можешь сказать, что персонаж не раскрыт или сюжетная линия кажется растянутой. А к критике я бы отнес разбор произведения, как в общих чертах, так и в деталях. Это попытка понять внутреннюю суть фильма, понять мысли автора, может быть, поспорить с ним. Так что, отвечая на поставленный вопрос, говорю: допускаю. Но также допускаю, что когда автор видит, что конечный результат соответствует той картине, которая возникла в его голове изначально, и поэтому говорит, что “фильм удался“, то ему можно верить. От зрителей же, в первую очередь, хочется адекватной реакции, без перехода на личности, чего чаще всего не происходит. Когда тебя начинают полоскать так, будто ты им в утреннюю кашу насрал или украл зарплату, то ненароком думаешь: “Боже, да что я вам сделал?“
Если сравнить твою первую короткометражку, снятую четыре года назад, и “Восставшего Каина“, то ощутима разница в плане технического роста. Кто твои учителя и на чем ты учишься?
На своих же короткометражках, в общем-то, и учусь. Учителей конкретных нет. Читал и читаю, конечно, литературу по монтажу, операторской работе, режиссуре, но настоящий опыт приходит в процессе. Не раз ловил себя на мысли, что само по себе знание каких-то вещей мало помогает. Помогает, когда ты чувствуешь, зачем это надо, и можешь применить.
Самый большой бюджет твоего фильма?
Тысяч 8-9, наверное. Но вот недавно сняли короткометражку, которая обошлась нам где-то в 20 000 рублей.
Над чем работаешь сейчас?
Идет монтаж фильма, снятого весной. Параллельно готовлюсь к съемкам сюжетного клипа в середине июня. Это не все планы на лето, но остальные слишком туманные, чтобы о них говорить.
Есть намерение в будущем снять полный метр?
Цели, как таковой, нет. Меня устраивает формат короткометражного кино. Пока самая масштабная идея, которая крутится в голове – это сюжет минут на 40-50, что, в общем-то, тоже входит в рамки короткометражного кино.
Илья Носоченко бросил УГАТУ, уехал в Москву, поступил в ГИТИС, а у тебя нет желания пойти учиться на режиссера и заниматься этим профессионально?
Мне нравится, что кино – увлечение, что мне не нужно смотреть на него как на источник дохода, что мне не нужно из кожи вон лезть, лишь бы снять что-то, чтобы получить средства к существованию. Мне нравится, что я могу заниматься этим просто потому, что хочу.
А чем ты занимаешься, кроме кино?
Большую часть времени занимаюсь различными видами видеосъемки. У нас команда и мы как производственная видеостудия полного цикла, то есть ведем проекты от разработки идеи до конечного результата. Снимаем концерты, рекламные ролики, частные репортажи для телевидения, музыкальные клипы, даже свадьбы. Из последнего снятого – клип для уфимского рэп-исполнителя Маклая и рекламный ролик для сети магазинов “Оптик-экспресс“. В будущем хотим освоить жанр документального кино. Ищем проекты.
Что ты думаешь о таком явлении в нашем городе, как киношкола Булата Юсупова?
Мне кажется, люди слишком сильно ругают и самого Булата и его выпускников. Прежде всего, на мой взгляд, это происходит оттого, что ругающие не понимают для чего эти курсы сделаны. Они ведь не ставят перед собой цели сделать толковых режиссёров. Их цель – рассказать людям в общих чертах о том, как делать кино, и в конце курсов применить свои знания. Сам Юсупов позиционирует свои занятия как ознакомляющие, чтобы люди, узнав немного о кино, могли решить, интересно им это или нет. И если первое, то могли бы начать углубленно работать в этом направлении.
Насколько мне известно, в Уфе немало любителей снимают игровое кино? Кого можешь выделить? Чьим работам симпатизируешь?
Нравится “Шум“ Ильмира Сагитова, нравится стиль Булата Арсланова, но от них давно ничего не слышно. Хотелось бы посмотреть на что-то новое от них и оценить прогресс.
Твои любимые режиссеры?
Вообще, нет любимых режиссеров. Конечно, есть такие, у кого нравятся большинство работ, но особой страсти к ним нет. Если выделять тех, чье видение вызывает интерес и чей подход к работе импонирует, то из российских готов выделить Хлебникова и Попогребского, а из зарубежных – Невелдайна и Тейлора.
Что ты думаешь о сегодняшнем состоянии российского кинематографа?
С арт-хаусом у нас почти всегда был порядок. Что касается мейнстримового, то радует, что наши режиссеры пытаются осваивать новые жанры и новые бюджеты. Конечно, о появлении киноиндустрии речи не идет и потуги в этом направлении пока сложно назвать удачными, но лучше так, чем ничего. И я склонен скорее симпатизировать Бондарчуку, чем ругать его, за то, что он делает, хотя не могу сказать, что мне понравился хоть один его фильм.
Что для тебя главное в жизни?
Искренность. “За кем правда, тот и сильнее“ — говорил персонаж фильма Балабанова. Я чувствую, что этот принцип работает и вижу, что так живется легче.
Спасибо, Данил!
Фото: из архива Д. Васильева