Алишер Лемменц: “Танец учит быть совершенством”
В полумраке на сцене двигаются фигуры девушек. Изгибы их рук, бедер, игра света – все реально. Ты смотришь на всех сразу и на каждую в отдельности. Нет ни одной мысли, отвлекающей тебя от этого завораживающего действия. Ты будто часть этого мистического ритуала, имя которому – танец.
Танец, как система знаков, как способ выражения эмоций и средство воздействия на окружающий мир, сопровождает человечество с момента его зарождения. С помощью танцев совершались жертвоприношения, заключались союзы между племенами, воинами поднимался боевой дух перед сражением. Универсальный язык танца понятен всем, независимо от национальности, возраста и пола. Танец – вместилище коллективной памяти человечества, его культурных традиций и верований.
Экспериментировать в танце – непростое, но очень увлекательное занятие. На стыке танца и театра образуется новый, оригинальный жанр, в котором движения и пластика гармонично сочетаются с сюжетом и актерской игрой, что позволяет полнее раскрыть творческий потенциал актера и воображение зрителя.
Человек, речь о котором пойдет в данной статье, умеет не только мастерски обединить лучшие традиции танцевальной и театральной сцены, но и передать всем окружающим заряд своей неисчерпаемой энергии. Он делает из танца сказку, в которую невозможно не поверить.
О творчестве, идеях и мечтах редакция журнала “Собака Павла” пообщалась с Алишером Лемменцем – руководителем театра танца “Art-Estet”, сольный концерт которого прошел 2-го марта на сцене театра “Плоды Просвещения».
Алишер, как бы ты сам себя представил?
Я представлю себя кратко: “Полностью меняю Ваш взгляд на жизнь посредством Искусства…”.
Звучит многообещающе! Расскажи, когда ты начал танцевать? Было ли это добровольным занятием?
В танцы я попал совершенно случайно, но довольно рано, в 5 лет. Пошел на занятия, как говорится, “за компанию”. Просто попросил родителей отвести меня туда, куда ходят мои друзья… С тех пор танцевальная жизнь не останавливалась ни на минуту: в ней заняли свое место и балетная школа, и образцовый ансамбль народного танца, и труппа драматического театра, и хореографический ВУЗ, и работа в ведущем шоу-балете страны, а также активная творческая деятельность в качестве преподавателя и режиссера-постановщика.
Может ли каждый научиться “языку танца” или для этого все же необходимо обладать некими физическими особенностями?
Все мы рождаемся примерно с одинаковыми набором возможностей. В каком направлении и насколько профессионально развиваться – зависит уже индивидуально от личных желаний и стремлений.
Как и на что ты настраиваешь своих учеников?
Основной принцип, которому я учу, – это жить на сцене. Мы именно живем на ней, а в жизни играем. Танец – это симбиоз целого ряда ветвей культуры и искусства. Нельзя “просто танцевать”, этим надо болеть, жить. Каждый образ должен быть пропущен через себя. Иными словами, умирая на сцене, нужно действительно чувствовать боль. Только тогда это можно будет назвать искусством.
В связи с этим есть мнение, что балет – это не только искусство, но и самопожертвование. Что движет танцором, осознанно идущим на жертвы?
Танец приносит качественный рост, как внутренний, так и внешний, посредством ежедневных микро-достижений. Если занятия танцами идут через силу, то лучше поискать что-то менее подвижное. Шахматы, например.
Чему вообще учит танец?
Согласно моей философии, танец – это жизнь во всех ее проявлениях. Танец несет в себе человеческое наследие, которое учит нас тому, как прожить красивую и насыщенную жизнь, в которой для каждой эмоции будет свое место. Вдобавок ко всему, танец учит нас быть совершенством и жить с этим в столь не совершенном мире.
Как сочетаются такие два вида искусства, как танец и театр? Какие выразительные средства используются в таких постановках?
Танец не мыслим без театра, без насыщения актерской игрой. Иначе он будет просто пресным, не заставляющим думать и сопереживать. Формат нашей работы особый. Наши постановки начинаются с выстраивания образов, характеров, с погружения в историю сюжета. Мы прорабатываем так называемый “сеттинг” – атмосферу постановки (костюмы, реквизит, эмоции, психологическое и физическое состояние героев, освещение, и т. д.). В каждой постановке используются свои выразительные средства, которые соответствуют общему замыслу.
В одной из наших любимых работ — спектакле “Страна глухих” — ведущим выразительным средством стало “холодное” использование в танце языка жестов, значение которых понимают далеко не все. Но танец придал этим им нужный и понятный эмоциональный оттенок.
Формула нашего труда: 1/2 танца + 1/2 театра = танцевальный спектакль.
Как появляются идеи постановок? Кто продумывает все озвученные ранее детали?
Все, что относится к процессу постановки, я прорабатываю сам. В балете у каждого должна быть своя задача. Моя задача заключается в генерировании идей и их переложении “на ноги”. Танцоры же должны все правильно исполнить.
Рождение идей – процесс сугубо индивидуальный и стимулировать его приходится постоянно. Я стараюсь больше всматриваться в нашу окружающую действительность. Из нее можно подчерпнуть практически все.
В чем ты видишь развитие вашего коллектива? О каких концертных площадках мечтаете, и что на данный момент этому препятствует?
Вообще, я мечтаю, чтобы сыгранные мною роли и поставленные спектакли жили и оставались в памяти зрителя надолго. В данный момент мы стремимся к независимому выходу на профессиональную театральную сцену…
И это уже вот-вот случится!..
Ну что ж, скрестила за вас пальцы! А каким ты видишь вашего зрителя?
Зритель – это, в первую очередь, наш вдохновитель. Все ради него. Каждая эмоция зрителя порождает желание творить и вытворять. Больше всего, конечно, хотелось бы видеть в зале людей думающих, которые не просто смотрят, но и размышляют, анализируют, погружаются, питаются нашим творчеством и выходят из зала со своими умозаключениями.
Алишер, большое спасибо за интервью и предоставленные материалы. Надеемся, что у вас с легкостью получится все задуманное. Мы будем следить за успехами вашего коллектива. А пока просим дать напутствие начинающим танцорам.
Сам придерживаюсь правила “Нельзя объять необъятное… Но попытаться никто не мешает!”. Это же рекомендую и всем начинающим артистам. Помните фразу из фильма “Пролетая над гнездом кукушки”? “Мак, никогда никто не сможет поднять это”. – “Я хоть попытался, хотя бы попробовал!”.