Алишер Лемменц: “Танец учит быть совершенством”

Алишер Лемменц: “Танец учит быть совершенством”

В полумраке на сцене двигаются фигуры девушек. Изгибы их рук, бедер, игра света – все реально. Ты смотришь на всех сразу и на каждую в отдельности. Нет ни одной мысли, отвлекающей тебя от этого завораживающего действия. Ты будто часть этого мистического ритуала,  имя которому  –  танец.

Танец, как система знаков, как способ выражения эмоций и средство воздействия на окружающий мир, сопровождает человечество с момента его зарождения. С помощью танцев совершались жертвоприношения, заключались союзы между племенами, воинами поднимался боевой дух перед сражением. Универсальный язык танца понятен всем, независимо от национальности, возраста и пола. Танец – вместилище коллективной памяти человечества, его культурных традиций и верований.

Экспериментировать в танце – непростое, но очень увлекательное занятие. На стыке танца и театра образуется новый, оригинальный жанр, в котором движения и пластика гармонично сочетаются с сюжетом и актерской игрой, что позволяет полнее раскрыть творческий потенциал актера и воображение зрителя.

Человек, речь о котором пойдет в данной статье,  умеет не только мастерски обединить лучшие традиции танцевальной и театральной сцены, но и передать всем окружающим заряд своей неисчерпаемой энергии. Он делает из танца сказку, в которую невозможно не поверить.

О творчестве, идеях и мечтах редакция журнала Собака Павлапообщалась с Алишером Лемменцем – руководителем театра танца Art-Estet, сольный концерт которого прошел 2-го марта на сцене театра “Плоды Просвещения».

Алишер, как бы ты сам себя представил?

Я представлю себя кратко: “Полностью меняю Ваш взгляд на жизнь посредством Искусства….

Звучит многообещающе! Расскажи, когда ты начал танцевать? Было ли это добровольным занятием?

В танцы я попал совершенно случайно, но довольно рано, в 5 лет. Пошел на занятия, как говорится, за компанию. Просто попросил родителей отвести меня туда, куда ходят мои друзья… С тех пор танцевальная жизнь не останавливалась ни на минуту: в ней заняли свое место и балетная школа, и образцовый ансамбль народного танца, и труппа драматического театра, и хореографический ВУЗ, и работа в ведущем шоу-балете страны, а также активная творческая деятельность в качестве преподавателя и режиссера-постановщика.

                      

Может ли каждый научиться языку танцаили для этого все же необходимо обладать некими физическими особенностями?

Все мы рождаемся примерно с одинаковыми набором возможностей. В каком направлении и насколько профессионально развиваться – зависит уже индивидуально от личных желаний и стремлений.

Как и на что ты настраиваешь своих учеников?

Основной принцип, которому я учу,  –  это жить на сцене. Мы именно живем на ней, а в жизни играем. Танец – это симбиоз целого ряда ветвей культуры и искусства. Нельзя “просто танцевать, этим надо болеть, жить. Каждый образ должен быть пропущен через себя. Иными словами,  умирая на сцене, нужно действительно чувствовать боль. Только тогда это можно будет назвать искусством.

В связи с этим есть мнение, что балет – это не только искусство, но и самопожертвование. Что движет танцором, осознанно идущим на жертвы?

Танец приносит качественный рост, как внутренний, так и внешний, посредством ежедневных микро-достижений. Если занятия танцами идут через силу, то лучше поискать что-то менее подвижное.  Шахматы, например.

Чему вообще учит танец?

Согласно моей философии, танец – это жизнь во всех ее проявлениях. Танец несет в себе человеческое наследие, которое учит нас тому, как прожить красивую и насыщенную жизнь, в которой для каждой эмоции будет свое место. Вдобавок ко всему, танец учит нас быть совершенством и жить с этим в столь не совершенном мире.                                          

Как сочетаются такие два вида искусства, как танец и театр? Какие выразительные средства используются в таких постановках?

Танец не мыслим без театра, без насыщения актерской игрой. Иначе он будет просто пресным, не заставляющим думать и сопереживать. Формат нашей работы особый. Наши постановки начинаются с выстраивания образов, характеров, с погружения в историю сюжета.  Мы прорабатываем так называемый сеттинг– атмосферу постановки (костюмы, реквизит, эмоции, психологическое и физическое состояние героев, освещение, и т. д.). В каждой постановке используются свои выразительные средства, которые соответствуют общему замыслу.
В одной из наших любимых работ — спектакле Страна глухих — ведущим выразительным средством стало  холодное использование в танце языка жестов, значение которых понимают далеко не все. Но танец придал этим им нужный и понятный эмоциональный оттенок.
Формула нашего труда: 1/2 танца + 1/2 театра = танцевальный спектакль.

Как появляются идеи постановок? Кто продумывает все озвученные ранее детали?

Все, что относится к процессу постановки, я прорабатываю сам. В балете у каждого должна быть своя задача. Моя задача заключается в генерировании идей и их переложении на ноги. Танцоры же должны все правильно исполнить.
Рождение идей – процесс сугубо индивидуальный и стимулировать его приходится постоянно. Я стараюсь больше всматриваться в нашу окружающую действительность. Из нее можно подчерпнуть практически все.                                             

В чем ты видишь развитие вашего коллектива? О каких концертных площадках мечтаете, и что на данный момент этому препятствует?

Вообще, я мечтаю, чтобы сыгранные мною роли и поставленные спектакли жили и оставались в памяти зрителя надолго. В данный момент мы стремимся к независимому выходу на профессиональную театральную сцену…

И это уже вот-вот случится!..

Ну что ж, скрестила за вас пальцы! А каким ты видишь вашего зрителя?

Зритель – это, в первую очередь, наш вдохновитель. Все ради него. Каждая эмоция зрителя порождает желание творить и вытворять. Больше всего, конечно, хотелось бы видеть в зале людей думающих, которые не просто смотрят, но и размышляют, анализируют, погружаются, питаются нашим творчеством и выходят из зала со своими умозаключениями.

Алишер, большое спасибо за интервью и предоставленные материалы. Надеемся, что у вас с легкостью получится все задуманное. Мы будем следить за успехами вашего коллектива. А пока просим дать напутствие начинающим танцорам.

Сам придерживаюсь правила Нельзя объять необъятное… Но попытаться никто не мешает!. Это же рекомендую и всем начинающим артистам. Помните фразу из фильма  Пролетая над гнездом кукушки?   Мак, никогда никто не сможет поднять это. –  “Я хоть попытался, хотя бы попробовал!.

Logo

Дарья Шабалина