43ai и бутлеги в стихах
Недавно мы с Герой окунулись в андеграунд, попав в кальянную “FrendZone“ на выступление 43ai. Позже, обсуждая событие, решили выложить свои впечатления в “Собаку Павла“ в форме стенограммы.
Об объекте нашего внимания: молодой человек, в миру Александр Александров, некогда живший в Уфе, а ныне творящий в Петербурге под псевдонимом 43ai, пишет стихи, делает музыку и читает рэп. Нам он стал известен благодаря своему проекту “Бутлег в стихах“, в рамках которого выпустил три пластинки с любимыми стихами нетленных русских поэтов, поданными в рэп-обработке. Пару месяцев назад я, впечатлившись услышанным, отправила Ольге несколько треков из бутлега со словами “Послушай, как тебе?“ и получила в ответ нечто восторженное, а на прошлой неделе мы внезапно узнали, что 43ai будет выступать в Уфе и, конечно, же загорелись мыслью пойти и услышать его творения своими ушами. И что немаловажно – увидеть исполнителя воочию.
Ева: Кальянная “FrendZone“ выглядит как засекреченное место: посетители попадают туда непростым путем – сначала во дворик через арку у KFC на ул. Чернышевского, потом протиснувшись в щель каких-то неокрашенных железных ворот, а дальше – нелёгкий подъём по крутой железной лестнице на второй этаж невзрачного здания. К счастью, изнутри кальянная оказалось очень атмосферным, уютным местом.
Гера: Да, атмосфера в кальянной располагающая к релаксу и подходящая для рэп-концерта с его ритмичностью и темповостью. Уютное место для завсегдатаев – поклонников клубной музыки. Небольшой танцпол, столики, диванчики и пуфы для посиделок с друзьями – зона-то frend. Всё это настраивает на дружелюбность и открытость даже тех, кто привык к более камерной атмосфере. В моём случае так и произошло: под ритм любимых строк ноги сами пустились пританцовывать. Правда, малость смутило, что наружная крутая лестница с дырчатыми ступеньками, ведущая в кальянную, совершенно не адаптирована для обуви на высоком каблуке. Со стороны, наверное, мои восхождения и спуски выглядели как перемещения Людмилы Гурченко после очередной пластической операции на ноги (смеётся).
Ева: Спасибо тому парню, что подсвечивал нам ступеньки подсветкой своего телефона! Без него спуск в темноте был бы еще более опасен. Что касается концерта: немного огорчило, что 43аi вышел на сцену последним, в итоге подойдя к 9, пришлось ждать начало его выступления ещё два часа. Смешно получилось: направляясь к выходу, я уточнила у попавшего навстречу парня, мол, в котором часу будет выступать “43аi“, по ошибке назвав его “44аi“, а чуть позже поняла, что это был он сам. Простите.
Гера: Твою вину сглаживает лишь то, что ты изменила число в имени в сторону увеличения!(смеётся). Возможно, организаторам стоило заранее сообщить, в какое конкретно время выступает гроздь программы, а если бы он сделал это первым, то было бы вообще замечательно.
Ева: Но тогда бы потерялся смысл “разогрева“ публики местными выступающими – диджеями Razta Joy, GOODDEEM и поющей девушкой Avenax. Задумка была именно такая. Что касается бутлегов, то их цель, как выяснилось из недавнего интервью 43ai, это не продвижение высокой поэзии в массы в рэп-обёртке, а, наоборот, продвижение рэпа в искусство. Тебя это не обломало?
Гера: По-моему, даже если автор не ставил себе цель нести поэзию в массы, этот процесс всё равно идёт посредством его бутлегов. Великое слово, если оно действительно великое, сложно “испортить“ жанром и подачей. Всё равно кого-то Слово зацепит, и человек захочет коснуться первоисточника, взять книжку или вбить в гугле строчки из услышанного. Мне показалось, что поклонников рэпа на концерте было немало, как и поклонников обаятельного чтеца – и это здорово, что поэзия доносится до разномастной аудитории. В данном случае всё оправдано и благородно. Вспомним Бродского с его идеей раздавать поэтические сборники в трамваях.
Ева: Сомнительная идея в плане действенности, кстати. Ну, возьмёт человек книжку, полистает, повертит в руках, закинет на полку и забудет. Мне всё же кажется, что стихи лучше“затекают“ в уши слушателя через интересную подачу чтеца, и не обязательно автора. Иногда даже желательно не автора. Например, в случае с Бродским мои уши бы быстро завяли от его специфической монотонной читки.
Гера: Вернёмся к 43ai и его творениям. Молодой человек- безусловно талантливый экспериментатор. Ничего из услышанного во время живого исполнения не разочаровало. Плюс – я услышала свои любимые песни: “Воздуха“ на стихи Рождественского и “Не выходи их комнаты“ – Бродского. Ещё мне понравилось, что 43ai, несмотря на молодой возраст, очень качественно подаёт свое творчество на сцене, не пересолив его лишними ужимками или пафосным месседжем. Обычно это умение приходит к зрелым творцам с опытом, а здесь я увидела искреннюю и профессиональную подачу у молодого исполнителя. Всё выглядело гармонично.
Ева: А что насчёт того момент, когда уже после концерта 43ai прочел пару своих стихов, и после одного из них спросил у зала, мол, вы что-нибудь поняли? Тебе не показалось, что это прозвучало с некоторым оттенком высокомерия?
Гера: Ну, нет, мне так не показалось. Быть может он просто искренне поинтересовался у публики, потому что было не очень хорошо слышно… во всяком случае я там пафоса не углядела.
Ева: Хорошо. На меня 43ai тоже произвел в целом приятное впечатление. Как внешне, так и подачей материала. Иногда кажется, что выспренность и самолюбование – это неотъемлемые атрибуты рэп-исполнителей, но в случае с 43ai подобного нет. И вполне понимаю автора, объявившего о завершении проекта “Бутлег в стихах“, ведь суть экспериментов именно в том, чтобы исследователь/исполнитель, получив искомый результат на данном отрезке, мог двигаться дальше, к более масштабным целям.
Гера: Согласна, продолжив своё поэтический эксперимент 43ai мог “приесться“ поклонникам как собственного творчества, так и ценителям поэзии в рэп-обработке.
Ева: По словам 43ai, он получив то, ради чего затеял этот проект – опыт. Ну и мы, слушатели, остались довольны.
Гера: Удачи Александру!