Об аудиоспектакле “Король умирает“

Об аудиоспектакле “Король умирает“

Аудиоспектакль по пьесе Эжена Ионеско “Король умирает“ – событие необычное для Уфы. Эта интересная и круто сделанная вещь вдохновила меня встретиться с его создателем  Шрш Рабиновичем и задать ему несколько вопросов.

Об аудиоспектакле, актёрах, идее литературной реформы и о том, почему не нужно читать книги, Шрш рассказал в интервью “Собаке Павла“.

Привет, недавно ты выложил свой аудиоспектакль во вконтакте. Сколько людей по твоим скромным подсчётам его послушало?

Аудиоспектакль послушало… (обводит комнату взглядом) … шесть актёров, которые в нём играли, плюс я, ты, Ольга, Гуля, Наталья… ну, где-то человек 100 (смеётся). Я нашёл по поиску вконтакте мегагруппу с аудиокнигами с 500 000 подписчиками, договорился с админами и они выложили аудиоспектакль у себя. Человек 300 поставили лайки. Так что, думаю, человек 100 из них точно послушали. Некоторым знакомым я сам кидал треки в личку и просил написать, что понравилось, а что нет.

В интервью 2013 года ты мне сказал, цитирую “Читаю мало. Мне бы даже пальцев на руках хватило, чтоб перечислить все прочитанные за жизнь книжки“. Ситуация изменилась? Как ты пришёл к Ионеско и к идее сделать по его пьесе аудиоспектакль? 

Ну, книг с тех пор не прибавилось. Пьесу я читал давно, был у гостях у одного знакомого в Кумертау увидел книгу Ионеско, и “Король умирает“ мне понравился больше остальных пьес, которые там были. И когда через несколько лет у меня появился Интернет, то я стал искал записи спектаклей по этой пьесе… Мне вот не нравится театр! Там люди, по-моему, какой-то фигней занимаются, кричат что-то про Дездемону.. либо я не попадал на хорошие спектакли…

Про Дездемону уже давно не кричат. Лет сто как (смеётся).

Так вот…когда я прочитал пьесу, то очень захотел увидеть театральную постановку. Я поискал в интернете, нашёл несколько спектаклей, но ни один из них мне не понравился. У Ионеско есть пьеса “Носорог“, она мне тоже очень нравится. По нему есть шикарно поставленный аудиоспектакль. Я его слушал не мог оторваться, поэтому никогда не стал бы ставить “Носорога“, потому что по нему есть отличная постановка. Если бы и на “Король умирает“ была, то я бы её просто скачал, закинул в плеер и ходил бы, счастливый, слушал. Так что можно сказать, аудиоспектакль я делал исключительно для себя. Чтобы он был у меня в плеере.

Вокруг меня много классных людей, и я знал, что их силами мы можем это сделать.

Конечно же не было стопроцентной уверенности, что мы сможем, но я решил, что попробуем, а там посмотрим.

X8hB84ShCpU

Для тех, кто не знаком с пьесой и ещё не слушал аудиспектакль, давай скажем кратко о чём он:

Итак, действующие лица: король Беранже, две королевы – Маргарита и Мария, Доктор, Страж и Служанка Джульетта. В начале пьесы королю сообщают, что он умирает, и что времени у него осталось ровно до окончания пьесы. За это время король проходит все 5 стадий принятия неизбежного: от отрицания до согласия.

Я раньше думал, что это простая вещь, а потом понял, что все персонажи, которые окружают короля – такие, какими их видит король. Я воспринимаю их как разные грани его внутреннего мира. Поэтому они такие однобокие, не гибкие – все гнут свои линию. Они должны между собой договориться и согласиться с тем, что король умирает. Они должны сложиться, как кубик Рубика. Строгая Маргарита, нежная Мария, запуганная Джульетта, карьерист-всезнайка Доктор, конъюнктурный Страж – когда они придут к единому мнению и произойдет принятие смерти короля – король умрёт.

Выходит, что действие пьесы происходит внутри короля – его королевство разрушается не снаружи, а внутри него, сужаются границы его внутреннего влияния.

Когда человек умирает, но ещё не готов к смерти, то ему нужно её принять. Как ты верно сказала, пройти стадии принятия неизбежного от отрицания до согласия. Ведь не обязательно это должна быть смерть. Это может быть расставание, потеря… – что-то неизбежное.

Роли в аудиоспектакле сыграли 6 человек. Как ты их нашёл? Они сразу согласились помочь тебе?

Да! Они все очень классные ребята! Например, с Гузель Ахметьяровой, которая сыграла королеву Маргариту, мы вместе работаем, и она за любой движ. С Герой-Джульеттой мы до этого делали аудиоальбом её стихов. Лиза, сыгравшая вторую королеву, тоже молодец… Они все такие! Макс Васильев пришёл уже в конце процесса и очень выручил: вместе него должен был быть другой человек, который зафейлил.

Я познакомился с Leo Sunshine – пародистом из Москвы. Его я записывал дистанционно. Он сыграл Стража и говорил голосом Петра Карцева.

Если помнишь, был такой переводчик фильмов эпохи VHS с очень узнаваемым голосом. А что касается короля… С ним получилась целая история. Когда у меня возникала идея записать спектакль, я прикинул, что самое сложное будет с ролью короля, ведь у него очень широкий спектр эмоций. А у меня есть друг – профессиональный актёр, харизматичный, талантливый парень. Я подумал, что если он согласится сыграть главную роль, то всё – дело сделано! Он согласился, но был в то время занят и попросил дать ему время. Я решил полностью записать остальных персонажей, чтобы к приходу короля все голоса были готовы. И вот мы всё сделали, ждём короля… а он берёт и сливается. Тогда я пустился во все тяжкие, начал обзванивать своих друзей и знакомых, некоторых пробовал на роль, надеялся на чудо, но никто на роль короля не подходил. Кстати, спасибо всем, кто согласился тогда помочь.

Как ты подобрался к Богдану Яковлеву, который в итоге блестяще сыграл короля? 

О, это было совершенно случайно. На какой-то поэтической тусе я увидел на сцене парня, который очень интересно выступил. Публика была тяжелая, из той, которую трудно раскачать. Видя это, парень начал психовать, кричать в зал, швырять телефон об сцену. Я очень удивился, начал наводить про него справки и узнал, что это преинтересный человек, который настолько настоящий и искренний, что живёт так же, как пишет: на нерве, на острие – без фальши, как Кобейн или Высоцкий. Я списался с Богданом, и он загорелся идеей аудиоспектакля. Когда мы встретились, я увидел, что он какой-то совсем свой: пришёл на встречу с похмелья, помятый какой-то. Я ожидал, что по дороге до студии мы будем беседовать о Рембо, о Бодлере, а он шёл и играл в покемон гоу и о чём-то прикалывается. Я грешным делом начал думать, что стать королём у него не получится.

И вот представьте: он заходит в студию, и то чудо, которое я много раз себе представлял, происходит на моих глазах!

То есть звучит первая реплика и он моментально, как по щелчку, врубается в спектакль и играет его идеально, с первого дубля! Богдан многое привнёс в аудиоспектакль. Например, длинные и многогранные монологи, которые он зачитал в нескольких интерпретациях, в разных настроениях, чтобы я мог потом  выбрать те, что подходят лучше. Словом, он спас спектакль!

По-твоему аудиоспектакль ближе к аудиокниге или к спектаклю? 

В нашем случае ближе к аудиокниге потому что мы ни на шаг не отходили от буквы пьесы. В этом плане мне было проще работать с людьми, не имеющими актёрского образования. Я заметил, что актёрам часто плевать на текст, им важно донести смысл фразы и её эмоцию. Например, слова “Ах, король, мой бедный король!“ они могут сказать так: “Ах, мой бедный король!“. Мол, смысл же передаётся и ладно. А мне, как человеку, который пишет стихи, важно, чтобы не было пренебрежения к тексту. Если Ионеско поставил в этом месте это слово, значит там нужно именно это слово. Возможно, есть актёры, которые бережно относятся к тексту, не знаю…

Почему королева Мария говорит детским голосом?

Я воспринимаю его как няшный голос. Мне показалось, что это мило.

Когда я слушала, то перед глазами возникала следующая картина: вторая королева – это ребёнок, а король, получается, что педофил. Извините. Ты думал об этом?

Я не подумал об этом! Немного неловко получилось (смеётся).

Ты рассматриваешь свой аудиспектакль как вброс в массовое культурное пространство, которое так или иначе популяризирует литературу?

Да брось ты! Если хотя бы один человек, далёкий от литературы, никогда не слышавший об Ионеско, дослушает аудиоспектакль до конца – например, за неделю, с горем пополам, то это уже хорошо. Мне плевать, пойдёт он узнавать, кто такой Ионеско, про театр абсурда – нет, он не изменится! Объясни мне, зачем нужно читать книги? Сейчас многие книги экранизированы. Люди, смотрите фильмы! Кто погряз в книгах, в литературе, пожалуйста, оставайтесь там, мы вам помашем с парохода, уходящего в мир кинематографа! Жаль, по Ионеско ещё не сняли кино. Если бы я был кинорежиссёром, то не стал бы делать аудиоспектакль. Вот, например, книжка (берёт с подоконника книгу Харуки Мураками) и в ней 780 страниц! Это сколько надо её читать?

Подождите когда умрёт Мураками и все его книги экранизируют. В них наверняка сыграет Бенедикт Камбэрбетч!

У меня есть идея литературной реформы. Я работал учителем литературы, и не понимаю смысла школьной программы, которая строится на глупом принципе соблюдения хронологии. В 5 классе – Фонвизин, Радищев, Карамзин! Там половина слов детям не понятна. В таком возрасте  им не понять строя, в котором живут герои, их проблем.

Я считаю, что литературу нужно изучать по-другому. Давать её в обратном порядке: от наших дней в глубину веков.

Начать, например, с Довлатова, Ерофеева…, потом Набоков, Платонов, Симонов, и уже в самом конце прийти к Фонвизину, если останется время. То же самое касается истории. Потому что странная вещь получается. На древние времена в школе выделяется столько же времени, сколько на 20 век, но в 20 веке происходило куда больше событий. В итоге спросите у среднестатистического выпускника что угодно по 20 веку, например, кто такой Мусоллини, Черчиль, Рокоссовский, что такое “Холодная Война“ или кто такие Бунин, Куприн? – и вы увидите, что они про всё это знают очень мало, а ведь эти знания могут им больше понадобиться в жизни, чем история древнего мира или средних веков. В итоге они хорошо знают, кто такой Сумароков, знают про Тьмутаракань, битву на Калке и Аменхотепа, но эти знания на фиг никому не нужны. Вообще никому.

Как человеку с музыкальным образованием, мне проще показать это на примере музыки.

Когда я преподавал, то мне было удобнее рассказывать о классической музыке, начиная с музыки наших дней: начать с рок-н-ролла, джаза, показать Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, чуть позже – Дворжака, Брамса, Сибелиуса, потом прийти к Баху. Если неподготовленному человеку, слушающему Ариану Гранде и 50 сent, дать хорошо темперированный клавир Баха, то он воспримет его как матан! Поэтому не читайте книг! Посмотрите на меня, я прекрасен! Я не читаю книг! (смеётся).

В своей пьесе Ионеско показал закат одного монарха. Тебе не кажется, что автор между строк обозначает проблему, которая очень актуальна для нашего государства… В твоём случае, это такой намёк на царя? 

Я знал, что ты попытаешься затянуть меня в эти политические разговоры. Но я должен тебе открыть тайну и ты, наверное, удивишься: я мало того, что не против нашей власти, я в принципе за неё.

Я не удивлена.

Многие ругают президента, “Единую Россию“… я живу и они мне совсем не мешают. Захотел пойти куда-то и выступить – пошёл и выступил, захотел записать аудиоспектакль – записал, работаешь где хочешь, учишься на кого хочешь! Все дороги открыты. Но все вокруг ноют. Те, у кого жизнь не сложилась, винят в этом кого угодно и что угодно, но только не себя. Чаще –  власть, государство, законы. Нет ничего такого, что бы у меня не получилось из-за нашей власти. В конце концов, возвращаясь к началу разговора, мне не понравились имеющиеся постановки “Король умирает“ и я сделал собственную. Если бы мне не нравилась наша власть, я бы попытался сделать свою интерпретацию. А поскольку я сижу на диване и ничего с этим не делаю, то значит мне по кайфу вся та движуха, которая происходит в России. Я считаю, что мы живём в хорошей стране. Жить стало лучше, жить стало веселей! (смеётся).

На этом у меня всё. Спасибо (смеётся).

 

Ева Айсын