Азат Саттаров: «Мы делаем историю и сохраняем ее на жесткий диск планеты»
Герой сегодняшнего интервью — Азат Саттаров, студент и журналист. Азат живет и учится в Уфе, сейчас ему 21 год. Еще на первом курсе факультета башкирской филологии и журналистики, он создал электронный журнал YE!NOT (yenot.com), который впоследствии нашел своего читателя. Девиз Азата – любовь спасёт мир. Не любит рамки и догмы. Легко и страстно увлекается новыми идеями. Считает самым важным в жизни заниматься тем, что нравится.
— Здравствуй, Азат. Когда я услышала историю о том, как студент БГУ создал теперь уже популярный сайт, я была восхищена и сразу зауважала тебя заочно. Когда запускался проект YE!NOT, ты, по твоему выражению, задыхался от вдохновения. Какие амбиции были у тебя в тот момент и по-прежнему ли ты сомневаешься в жизнеспособности проекта?
— Во-первых, я бы не спешил называть мой проект популярным – он, как и был экспериментальным, так им и остался. Я знаю статистики посещений, и они печальны в сравнении с чем-то действительно серьезным. Во-вторых, YE!NOT – это, прежде всего, журнал (альманах, зин), а сайт – это лишь платформа, на которой он размещается. Некоторые заходят на сайт, но не читают сам журнал.
«Енот» появился на первом курсе, сразу после практики, когда я разочаровался в нашей республиканской «молодежной» прессе. Мне хотелось писать о том, что интересно и актуально молодым, – но таких изданий не нашлось. Не имея практически никакого опыта, на голом энтузиазме я принялся за дело, и с большим трудом выпустил первый номер. Сейчас я выполняю эту работу за две недели.
Да, я был полон вдохновения, но никаких больших планов у меня не было. Я просто хотел изначально подготовить себе почву для журналистской практики – с тех пор я могу писать именно то, что хочу, и делиться этим с окружающими. Поэтому я и называю свой проект экспериментальным – он очень субъективен и локален, там нет ничего постоянного, в общем, творю что хочу.
Постепенно все завертелось, меня стали приглашать на пресс-конференции, а журнал приобрел небольшой вес среди других изданий. У меня уже нет проблем с тем, где достать материал, о чем написать – люди присылают сами и оставляют пожелания. Все это накладывает определенную ответственность, поэтому я стараюсь не подводить своих читателей. Даже если их не так много.
— Любовь к русскому языку была всегда? В каком классе ты начал участвовать в олимпиадах по русскому языку и литературе?
— Скорее, любовь к литературе. А русский язык – как данность. Учительница говорила, что у меня от природы чутье на грамотность. Правда, сейчас я уже в этом не уверен. В конкурсах и конференциях участвовал всегда, сколько себя помню, занимал призовые места. Наверное, это что-то мне дало, иначе сейчас мне было бы не интересно подобное.
— Много ли тебе удается читать на сегодняшний день серьезной, требующей вдумчивого прочтения литературы?
— Литература – как вкусный обед в ресторане, ее не бывает много, ею надо наслаждаться. К сожалению, на это практически нет времени. Для повседневного и быстрого утоления голода я смотрю фильмы – много фильмов, которых не увидишь в кинотеатре. Но читать я люблю. А кто не любит вкусно поесть! Сейчас у меня период «альтернативной» прозы: Буковски, Томпсон, Керуак, Берроуз, Уэлш – это, конечно, не Достоевский, но по-своему вставляет. Скажем, это как если пообедать галлюциногенными грибами. В прошлом году с удовольствием читал программу 20 века: Гессе, Хемингуэй, Сартр, Миллер, Ремарк, из «наших» — Приставкин, Айтматов, «шестидесятники», Пелевин, Битов, Сорокин и еще много-много всего.
— Какова глобальная задача у тебя как у журналиста? Что ты хочешь изменить в мире и людях?
— Никакой задачи нет – я просто делаю то, что умею, что хочу. Да, я чувствую, что за журналистом стоит особая миссия. Мы делаем историю и сохраняем ее на жесткий диск планеты. Когда-нибудь все это пригодится. Я бы хотел изменить в людях одно: дать понять им, что жизнь быстротечна, и только от нас зависит, как она пройдет. Это банальная истина, но не все ее осознают. Если люди научатся ценить свою свободу, свободу каждой личности, то проблем в мире будет меньше.
— Какими схожими качествами обладают люди, с которыми ты дружишь и работаешь? Что ты ценишь в людях?
— Никаких критериев нет. Я не занимаюсь отбором. Меня окружают самые разные люди. Люди вообще разные априори. Одно могу сказать – чем противоречивее человек, тем интереснее с ним общаться.
— Считаешь ли ты, что как свободный журналист ты должен высказываться по политическим вопросам? Должны ли другие творческие личности (музыканты, например) высказываться по этим же вопросам?
— Это выбор каждого отдельного человека. Но политическая позиция должна быть у всех, тем более у журналистов. Я не доверяю аполитичным людям. Другое дело – публично высказываться по этому поводу. Мне кажется, для этого надо действительно «быть в теме», иначе рискуешь погрязнуть в «общественном мнении», которое не всегда объективно. Да и что есть истина в нашем мире?
— Этим летом ты был на Летней Школе «Русского Репортера». Что нужно было сделать, чтобы попасть туда? Как можно описать атмосферу, которая была на ЛШ? В Твиттере ты признавался позже, что на Летней Школе «РР» понял, что абсолютно не умеешь делать репортажи. Какие ориентиры того, как надо работать, дала Летняя Школа?
— Нужно было написать эссе, заполнить анкету. В принципе, туда берут почти всех, кто владеет словом, связан с журналистикой или другой дисциплиной. Все свои впечатления от этого места я описал в десятом номере «Енота» — если интересно, почитайте. ЛШ – это такая модель университета. Его фишка в том, что там действительно учат, но тебе приходится выбирать, что именно ты хочешь узнать. Каждая лекция – это не просто курс теории, но всегда – интересное, живое обсуждение. Можно просто послушать дискуссию, взвесить все мнения, все «за» и «против», и это будет хорошим уроком, нежели однобокое преподавание в стенах твоего университета. У нас на парах студенты обычно спят. Да и вряд ли у нас станут читать курсы по «хронике протестного движения» с комментариями активных участников, проводить дискуссии по феноменам «Светы из Иваново» и «Пусси Райот», рассматривать этику журналиста в условиях Крымска и Чечни, учить брать интервью «у спичечного коробка» и др. После теории, наступает время практики – и в этом еще один плюс такого образования. В городе все протекает вяло: официальная практика – два раза в год, а задания выполняются с неохотой. Здесь же совершенно иной ритм, тебе обязательно хочется применить только что услышанные знания на практике, а потом показать экспертам. В общем, за две недели на ЛШ я получил гораздо больше знаний, чем за три года обучения в универе. К тому же, не стоит забывать о жизненном опыте.
— Этим летом в Москве прошел Всероссийский Фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов РФ». Ты занял на фестивале II место в номинации «Журналистика» со своим журналом «YE!NOT». Это результат, которым гордится Башкирский Государственный Университет. Сразу ли принял решение об участии после того, как узнал о конкурсе? Помогал ли кто-то с выбором темы эссе? (Тема эссе – «Влияние современных СМИ на развитие русского языка» — прим. «Собаки Павла»)
— Я узнал о конкурсе от своего преподавателя. Подал заявку, написал эссе (тема была одинаковой для всех) и благополучно забыл. Не было какой-то цели «победить, во что бы то ни стало». Когда я узнал, что прошел в очный тур и надо ехать в Москву, то не сразу решился. Как оказалось, не зря. Но главный результат для меня это не второе место, а опыт и признание моего журнала на всероссийском уровне.
— Мы видим, что у тебя много побед. Как тебе кажется, есть ли люди, которые берут с тебя пример и которых ты вдохновляешь?
— Я об этом никогда не думал. Вдохновляю – если только своими статьями. А так, я не лидер нисколько.
— Какие три книги ты советуешь прочитать нашим читателям?
— Нужно читать классику! Это должно быть в крови. Как хлеб, как первый кирпич в фундаменте. После этого уже можно приниматься за десерт и строить изящные колонны. Такие, как, например, «Царство страха» Хантера Томпсона – великого гонзо-журналиста и совратителя Америки. Не могу не назвать Пелевина – у него все книги прекрасны, но «Поколение П» — это на века. Третью книгу читали многие, но я советую перечитать. Возможно, «Маленький принц» Экзюпери откроется вам с другой стороны, только читать нужно сердцем – «самого главного глазами не увидишь».
— Спасибо за разговор. Желаю тебе не переставать находить источники вдохновения и верить в свои проекты!