Кино с национальным колоритом
Из полнометражных игровых кинофильмов на башкирском языке можно вспомнить экранизацию романа Мустая Карима «Долгое-долгое детство» (2005) режиссёра Булата Юсупова, «Рахмат» (2010) режиссёра Ануара Райбаева, «Моя звезда» (2010) Тансулпан Буракаевой. Из короткометражных – «Ночью можно» (2004) Айсыуака Юмагулова.
А вот «Енмеш» и «Йэн» увидела совсем недавно; о них и пойдёт речь.
«Енмеш» (2011)
/ Айнур Аскаров /
Короткометражный фильм «Енмеш» (с баш. яз. – «настырный», «упёртый») был снят в Хайбуллинском районе республики при поддержке киностудии «Башкосторстан». Режиссёр фильма – Айнур Аскаров, студент Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.
В фильме показано то время, когда главным событием в деревне был еженедельный киносеанс в местном доме культуры. Главный герой – мальчик по имени Ильнур – страстный любитель индийского кино. Попасть на просмотр любимой ленты оказывается непросто, для этого ему приходится пройти через пару испытаний.
Роль Ильнура на удивление замечательно сыграл Галимьян Мамбетов.
Создатели фильма достоверно передали атмосферу того времени; дополнительный плюс работе – за искреннее внимание к миру детства.
«Енмеш» заработал множество призов на различных российских и международных кинофестивалях, более того, в числе восемнадцати короткометражек из России попал во внеконкурсный показ проекта «Short Film Corner» Каннского кинофестиваля. Небывалый прецедент! Возможно, по примеру нашего земляка Романа Каримова («Неадекватные люди», «Вдребезги») А. Аскаров прославит в будущем себя и родной край широкомасштабным киноизыском.
«Йэн» (2012)
/ Батыр Галимов, Артур Батыршин /
«Йэн» (с баш. яз. – «Дух») – любительская короткометражка в жанре мистика.
Основная мысль фильма передается в его начале: «Не тревожьте души умерших, иначе они потревожат вас». Гульдар потеряла в ДТП своего брата. Видя ее печаль, подруга предлагает путём спиритических манипуляций пообщаться с духом умершего. Дальше смотрите сами.
По словам сценариста Батыра, задумка фильма появилась давно, а катализатором реализации стала весть о планирующемся конкурсе «Народный режиссер» в Уфе. В короткие сроки ребята сняли свою короткометражку и отправили на конкурс, но, к сожалению, из конкурсной группы она не вышла. Не особо досадуя по этому поводу, создатели показали свое творение широкой публике в музее современных искусств им. Н. Лутфуллина, а затем и в одном из клубов Уфы.
Батыр и Артур называют «Йэн» первым башкирским фильмом ужасов. На мой взгляд, ужаса в нем нет, но мистическую линию ребята постарались выдержать. Да и в целом, в качестве дебютной работы «Йэн» выглядит очень неплохо. Хотя для меня вся ценность короткометражки, в конечном счёте, свелась к её башкироязычности вкупе с жанром, обуславливающей необычность.
Если молодые люди продолжат свои киноэкзерсисы, то я определённо посмотрю их любопытства ради.