Даниил Галкин: “Мы не ограничиваем себя потолками, а ходим по крышам“
Современные художники не ограничиваются традиционным инструментарием: холстом, красками, кистью; сегодня они используют любые предметы окружающей среды, придают им форму, наполняют содержанием и, – вуаля! – рождается очередной артефакт, призванный называться объектом современного искусства – явления неоднозначного по определению.
С Даниилом Галкиным мне довелось познакомиться пару лет назад в Киеве. Тогда же посчастливилось оказаться в музейном комплексе “Мистецький Арсенал“ на выставке работ молодых украинских художников, где была выставлена и экспозиция Даниила под названием “Вивисекция личности“.
Итак, знакомьтесь, киевский художник Даниил Галкин – создатель экспериментальной Арт-группы “2222“, работающей в жанре антиутопии.
“Арт-группа “2222“ состоит из альтер-личностей одного автора“ – звучит очень интригующе. Интрига нарастает при словах, что ты “переименовался в цифру, когда открыл в себе склонность к современному искусству“. Как ты дошел до такой жизни (смеюсь) и что послужило толчком к рождению арт-группы “2222“?
Когда ты рождаешься с двумя левыми руками, а позже проявляются еще четыре альтер-личности, ничего не остается, кроме как смириться с этим. Если каждому расшифровывать что-то, то в процессе это что-то теряет свое волшебство и притягательность. Эти цифры содержат в себе код, раскрывающийся в списке ссылок на литературу, кинематограф и музыку, что является материалом для сплавов, из которых впоследствии образуются буквы моего имени.
Арт-группа “2222“ любит четкие “месседжи“. Каждый твой проект – это новая порция пищи для размышлений, всегда неожиданной и провокационной. Такое искусство ориентировано на всех или на определенную категорию людей?
Людям без определенной общественной и личной позиции необходимо слышать направляющие слова, мы же перенаправляем их в обратном порядке – в сторону самоидентификации. Наши сообщения обычно звучат как строчки из государственного гимна, где каждое слово нацелено на определенную группу людей.
Искусство принадлежит тем, кто отважится остаться с ним наедине, разделить с ним не только первую ночь. Это всегда очень индивидуально.
Думаю, наша аудитория состоит из тех, кто способен преодолеть все препятствия на пути к себе и открытию себя для других. А также из протестантов-рекламодателей.
Насколько я знаю, одна из твоих картин находится в Уфе в частной коллекции. Но последние годы ты работаешь преимущественно в жанре инсталляции. Живопись для тебя в прошлом?
Холст – это ткань, а ткань состоит из нитей. Я, как невропаст, дергаю за нити в пространстве. Ищу способ наиболее выгодной подачи для каждой из идей, не ограничивая себя двумя плоскостями. Сейчас, например, мы работаем в традиционном медиа, изготавливая серию полотен под названием “Бюрократия: от А до Б“, которая является частью проекта “Нижнее Государство“. Это свидетельство того, что мы не брезгуем ни холстом, ни красками.
Расскажи о “Броши страха“. Эта штука сильно завораживает. Кажется, она не лишена магического свойства.
Брошь страха – это один из символов власти “Нижнего Государства“. Одно из вещественных доказательств злоупотребления должностными обязанностями. У нее есть оккультное значение, но я не вправе говорить об этом.
Ты часто упоминаешь про “Нижнее государство“. Что это?
“Нижнее государство“ – это долгосрочный масштабный проект, у которого день открытых дверей уже назначен на осень этого года в Киеве, а в мае следующего – в Москве. Проект раскроется на шести площадках с небольшими дистанциями друг от друга.
Насколько Арт-группа “2222“ одобряет такие элементы подачи, как эпатаж и патетичность, в работах современных художников, в том числе и своих?
Если предмет искусства выглядит очень скромно, например, пузырек лубриканта, но при этом звучит претенциозно, подобно гимну, – то все в порядке (смеется). Громкие выходки не всегда оправдываются искусством, а в искусстве нигилизм или просто валяние дурака всегда очевидны. Если это оправдано идеологически или обставлено ловушками для хранителей общественной морали, всегда есть положительный результат. Это процесс, где подсудимые и присяжные – на одной лавке, ибо те, кто протестует, всегда подливают масло в огонь, тем самым разжигая запал, ранее предусмотренный подстрекателем.
Выставка “БДСМ-2222“, посвященная исследованию детской сексуальности, вызвала громкие вопли моралистов, и они не ограничились только этим. Ты был готов к такой реакции общественности или она превзошла все твои ожидания?
Если бы не последовало никакой общественной реакции – это был бы мертворожденный ребенок, ибо проект “БДСМ-2222“ был создан с целью привлечь внимание к вопросу о сексуальном воспитании и детской сексуальности в целом. Но, по правде сказать, я все же не ожидал подобной реакции, мне казалось, все ограничится угрозами в мой адрес и узколобостью большинства негативных комментариев.Как возникла идея “Корсета для президента“?
Есть общепринятые идеалы, под которые обычно не подходят президенты. У государственных деятелей должна быть безупречная талия, иначе у людей будут возникать сомнения на предмет доверия к ним.
Недавно в твиттере ты написал: “отношение людей к современному искусству точно такое же, как и к кинематографу, каким бы хорошим не был фильм, процент изучения его = >0,111“. По-твоему, с чем это связано?
Нынешнее взаимоотношение между публикой и современным искусством я попробовал выразить в инсталляции “Зеркало Стендаля“. Ссылаясь на “Синдром Стендаля“, при котором человек склонен очень остро воспринимать произведения искусства, как бы переносясь в изображенную реальность, проект “Зеркало Стендаля“ нарочно переносит зрителя из виртуальной реальности в реальность действительную. Пользователь изо дня в день все активней кликает клавишей мышки, не имея возможности уделить достаточное количество времени, чтобы проникнуть в произведение искусства и получить эстетическое удовольствие. В итоге человек, потребляя много, получает мало.
Искусство отражает то, что не способно отразить зеркало, но от того, кто смотрит в это зеркало, зависит то, что оно отражает.
Арт-группы “2222“ идет по выбранной дороге уверенными амбициозными шагами. Скажи, каких принципов ты придерживается на своем творческом пути и что служит источником вдохновения?
Все построено на интуиции и если что-то идет не в то русло, а отступать стратегически нельзя, то рождается новый проект, удовлетворяющий обе стороны. Поэтому мы не ограничиваем себя потолками, а ходим по крышам. Вдохновение – это один из вымирающих терминов в словарном запасе художника, ибо настоящим вдохновением являются другие обстоятельства. Процесс реализации идеи может затянуться на несколько лет, а процесс рождения этой идеи зависит не от вдохновения, а от интеллектуальной работы.
Мне показалось, что в проекте “Абсолютно Мифический“ показан процесс рождения идеи: как она собирается из частиц, вырастает, крепнет и, в конечном итоге, материализуется.
Но ознакомившись с аннотацией, поразилась количеству глобальных отсылок (к Откровениям Иоанна Богослова, Камю, фильму “Бегущий по лезвию“ и т. д.). Получается, что людям без определенных знаний “этот орех“ не расколоть. Насколько оправдано такое загромождение информацией? Ведь все гениальное может быть и простым.
Некоторые ссылки обусловлены темой мероприятия, в рамках которого был представлен этот проект, – “Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве“. Произведение искусства, если оно самодостаточно, не требует описаний и должно считываться любым “пользователем“, а любая аннотация должна быть лишь поддержкой, платформой. Удается ли мне найти равновесие – это уже не мне судить. Но я согласен с тобой, не должно быть перебора с подобными ссылками, иначе работа превратится в одно сплошное графоманство.
Что бы ты пожелал тем, кто приходит на твои выставки?
Желаю каждому оставаться самими собой и жертвовать только тем, что способствует познанию себя, как части микрокосма в макрокосме, и наоборот.
Спасибо! Творческих успехов!
Фото: из архива художника.