Стефания Данилова о поэзии, любви и вечности
Впервые мы встретились с ней около года назад: на одном вечере современных поэтов эта хрупкая девушка с рыжими волосами в широкополой чёрной шляпе проникновенно читала своё стихотворение о кошке, “которая идёт умирать”. А сегодня мы со Стефанией Даниловой говорим о поэзии, ответственности, любви и вечности.
Своё первое стихотворение про кота Стефания написала в возрасте трёх лет. Спустя четырнадцать лет её “дневниковая поэзия” в самом идеальном виде сплелась с публичными выступлениями, телевизионными эфирами, публикациями, участием в различных конкурсах и фестивалях. Другими словами, я почти уверен, что стихи этого автора вы слышали, видели, читали:
он гладит её по рыжей гитаре нервов.
осталось семнадцать струн, а звенело — триста…
она по нему практически охренела,
а он был когда-то лучшим из гитаристов.
он гладит её, вспоминая, как бил о стойку.
своими «не знаю и не хочу ответить».
старался не делать больно, не быть жестоким,
в гитаре с собою в прятки играет ветер…
он гладит её, вспоминая, как бил по струнам.
какие рвались, какие протестовали.
её все любили: как дочку и как сестру, но
как женщину? что вы, нам это не задавали…
он гладит её, и думает о зарплате,
и что не успел в блокнот записать идею,
она оттирает пятно от вина на платье,
пятен совсем не видно, на самом деле…
он гладит её, как правую руку — левой,
как если бы был левшой, не нуждаясь в правой…
он будет ходить на пьянки, ходить налево.
считая себя при этом, конечно, правым.
он гладит её — и капли стучат по жести.
даже в глаза просачивается водица.
— наверно, тебе не стоит со мной водиться…
он гладит её —
конечно же, против шерсти.
Говоря о творческом процессе, Стефания призналась, что её стихи пишутся шестым чувством, по наитию: “Это когда начинает трясти непонятно от чего, и срочно необходимо одиночество. Стихи для меня — это всегда зависимость, и от неё избавиться можно только не по своей воле, только путём Артура Рембо — то есть навсегда перегореть. Чего не хотелось бы”. Перефразируя Владимира Маяковского, молодая рыжеволосая поэтесса отметила: “Ведь если пишется, значит, это кому-нибудь нужно. И всё равно, читаешь ты эти стихи маме на кухне или тысячной аудитории на модной площадке”.
О творческом кризисе Стефания Данилова по-творчески отзывается так: «Это когда нападает мотивированное И.Бродским состояние “не-выходи-из-комнаты”, а заодно и чувство, что ошиблась как минимум планетой. Что мне надо жить амёбой в лунном океане, а не стишками душу из людей слезами на глаза выбивать. Или когда я абсолютно счастлива. Стихи никогда не пишутся от счастья. В данный момент моё душевное состояние за долгие годы приблизилось к платиновой планке, и поэтому не пишется. Но до поры, потом опять что-то одолеет, и рифмованные опричники совершат набег на мою внутреннюю Русь».
Кстати, Иосиф Бродский — любимый поэт Стефании Даниловой. И если бы удалось вдруг организовать их встречу, получилось бы примерно следующее: «Я бы поблагодарила за цикл “Венецианские строфы”. И сказала бы: “Не будете ли Вы так добры разбудить для меня своего кота?” Знающие поймут. Почему-то этот момент из его биографии для меня самый тёплый и душевный. Конечно, была бы не прочь поболтать с ним за чашкой американо за жизнь современного поэтического бомонда, чтобы ему — говорить, а мне — слушать. Это как диалог с Луной, например. Или с затмением — неважно, каким именно».
Вы —
мой
секундный
сон.
Моя вина,
что я умею только так влюбиться —
не за касанья эрогенных зон,
большие деньги, пенис или бицепс —
а за дороги пройденной следы,
оставшиеся в лёгких пылью книжной.
Пускай Вы ни на йоту не святы,
но я бы так найти хотела нишу
в музее Ваших восковых фигур,
свои стихи Вам под ноги рассыпав.
И, вызывая Вас на перекур,
не врать, что взгляд блестит от недосыпа.
Я — Ваш билет в тот «дивный, новый мир»,
не связанный с творениями Хаксли.
Да, про меня нечасто пишут в СМИ,
я сыром не хочу кататься в масле.
Мой мир, как дым —
манящ
и невесом —
он есть Любовь, что не ороговеет.
Я. просто. Вас. люблю.
смотреть.
как. сон.
без. права. на. одно.
прикосновенье.
Пока — ресницы в пол,
слова тихи,
и с Ваших глаз меня уносит ветром —
но Вы в ответе за мои стихи,
хотя пока не призваны
к ответу.
Стефания призналась, что за свои стихи она иногда испытывает чувство стыда как за нашаливших детей: “Стихи, от которых людям слишком плохо, например, или откровенно неклеящиеся вещи. Хороший критерий — это когда стихи требуют на заказ или на бис”. Говоря об оценке творчества, поэтесса считает, что в одинаковой мере авторов надо и хвалить, и ругать: “Поэт — как блюдо. Если его пересластить или пересолить, будет не очень хорошо. Всего должно быть в меру”.
И на концертах Стефании Даниловой тоже всего в меру: безумия, лирики, ненависти, любви. “Мой имплицитный потребитель, выражаясь словечками, подхваченными от А.Аствацатурова, меняет лица, пол, возраста, увлечения и профессии. Дело в том, что мою поэзию нельзя отнести к одному стилю. Я сама все меняю — в одной тетради как будто писали 96 человек сразу; не могу носить один и тот же аутлук больше одного дня, и обожаю смотреть на огонь и воду. Со мной те, у кого внутри такая же переменчивая безуминка. И это хорошо”.
За плечами у этой очаровательной девушки “с безуминкой” три поэтических сборника: “реминисценции” (2011 г.), “сплин-синдромные” (2012 г.), “forget-me-not” (2012 г.). В следующем году автор планирует выпустить новую книгу. Стефания Данилова также обещает записать аудиоальбом и посетить многие города необъятных просторов СНГ. А в далёком будущем появится новая поэтическая премия Даниловой для юных талантов: “Я начала продвигаться по этой стезе с семнадцати лет и встретила слишком много терний непонимания, поэтому хотелось бы помочь маленьким отражениям себя, когда я буду старше себя настоящей на жизнь”.
А после жизни, Стефании очень хотелось бы, чтобы её стихи продолжали вписывать в личные дневники и читать на уютных квартирниках вслух: “Вообще хочется оставить, пока жива, за собой стеллаж изданных книг — не только поэтических; хочется проявить себя и в прозе, и в комиксах, и даже в эзотерике; а ещё арт-кафе, где аренда талантливым поэтам будет бесплатна, и чтобы там каждый вечер звучали стихи. Тогда я не умру”.
В завершении нашей беседы я предложил поэтессе продолжить ряд фраз:
Это так важно, когда есть о чём молчать с человеком.
Больно, когда знаешь достоверно, что случилось что-то плохое, и прокручиваешь это перед глазами снова и снова.
Стихи — это и самое наладонное, и самое завуалированное признание.
Больше всего на свете я хочу, чтобы люди изведали, что творят. Во всех смыслах. А для себя — уметь улыбаться всегда. Что бы ни случилось. Быть, как Хюррем.
Для меня самое главное в жизни — это когда есть кому позвонить в пять утра; когда есть место, куда всегда можно вернуться; и что я живу в чужих городах и странах на страницах своих книг, согревая чьи-то одинокие сердца.
Когда человек счастлив, он альтруистичен.
Я жалею о том, что прочитала некоторые стихи некоторым людям.
Нужно было бы издать закон о мерах наказания за моральный ущерб, причинённый любовными отношениями.
Напоследок, я расскажу свой любимый анекдот: Человек-сосед включил сверлильную установку и драм-энд-бейс? Дай ему сдачи Гангнам Стайлом. Пусть наслаждается.
Стефания Данилова, рыжеволосая девушка в шляпе, желает нашим читателям поступать с людьми так, как хочется, чтобы поступали с тобой. Хочешь подложить бумажку со стихом в капюшон? Поцеловать понравившегося тебе парня на вечеринке? Прикарманить приятную мелочь из магазина? Отдать сто рублей нищенке — невелика потеря, а ей изменит жизнь на неделю? Спеть песню без голоса в караоке? Выйти из дома за сигаретами и сбежать в другую страну? Хочешь? Хочешь же? Приди, победи и делай.
В преддверии Самого Нового Года апокалипсис официально отменяется: “Его не будет, забейте. По крайней мере для тех, кто это сейчас читает. А на Новый Год я пожелаю тем, кому кто-то плачет в трубку, не думать о том, где второй носок; а тем, кто не ведает, что творит, наконец, изведать; и каждому желаю найти смелости на то безумство, на которое он никогда бы не решился. Тогда эта жизнь будет похожа — не на кино, но… хотя бы на потрёпанный детектив. И улыбайтесь. Соперницам, врагам, фонарным столбам. Это и бесит, и располагает. Не будьте двуликими янусами, но будьте амбивалентней”.
Мы всей нашей редакцией присоединяемся к антиапокалипсисному поздравлению. Будьте счастливы!