“Слишком свободный человек“

“Слишком свободный человек“

“Могу обещать вам только одно:
я не буду вам врать“
/из предвыборной речи Бориса Немцова/

На сегодняшний день снято три посмертных документальных фильма о Борисе Немцове. Один из них – фильм “Слишком свободный человек“ режиссёрки Веры Кричевской, который был впервые показан на Артдокфесте в 2016 году.

Картина охватывает период жизни и деятельности главного героя с 1994 года до последних дней его в феврале 2015-го.

Политический путь Немцова, показанный в этом фильме, можно условно разделить на два периода: первый – это путь от безумно популярного в народе губернатора-реформатора Нижегородской области до вице-премьера Правительства в 90-х. Верхней точкой здесь можно назвать 1997 год, когда первый Президент России назвал его своим будущим преемником. Но вскоре из-за принципиальной позиции в отношении олигархов, Немцов был повержен через подконтрольные им каналы, и выпал из фавора Ельцина. Кажется, тогда впервые российское СМИ и показали, как легко могут сформировать негативное общественное мнение о неугодном человеке. Второй период – путь от системного оппозиционера до не системного, с перерывом на депутатство в Ярославской областной думе. И точку на этом пути поставила вражеская пуля на мосту в феврале 2015-го.

В фильме говорят, что изначально лидер “Союза правых сил“ поддерживал Путина как преемника своего бывшего покровителя. Соратница Ирина Хакамада рассказывает, что первое время Немцов и Путин общались очень тесно, без дистанции и говорили обо всём на свете. Любопытно, что в документалке Владимира Кара-Мурзы 2015 года про этот эпизод  отношений несбывшегося президента и новоявленного не упоминается, от чего фильм Веры Кричевской выглядит более полным, чем вышеуказанный. Сам Немцов чётко озвучивает причины, после которых он ушёл в оппозицию, и что именно он не может простить Президенту.

В последние годы политик переходит в жёсткую оппозицию: участвует в митингах и маршах.

Портрет личности Бориса Немцова складывается из воспоминаний супруги Раисы, дочери Жанны, друзей, соратников, коллег, знакомых из числа известных политиков, бизнесменов, журналистов, из отрывков публичных выступлений Немцова, фрагментов его интервью. Фоном в фильме идут кадры исторической хроники. И можно заметить ощутимый контраст, насколько отличается ельцинский период от нынешнего. Например, ситуацию, когда губернатор Немцов собрал в своем регионе миллион подписей за окончание войны в Чечне и привёз их Президенту, сейчас и представить трудно: что кому-то из властьимущих придёт в голову мысль оспорить политику руководителя страны.

Ещё более фантастической видится в нынешних реалиях ситуация, когда переехав в Москву, Немцов около года жил по друзьям из-за бюрократических проволочек с пропиской в столице.

“Человеческие моменты в нём всегда побеждали. Для политика это, наверное, неправильно, но для человека, для друга – очень замечательно“, – рассказывает близкий друг и бизнесмен Михаил Фридман. Другой бизнесмен Михаил Прохоров говорит, что Немцов меньше всего была политиком, являясь в действительности борцом за права человека, потому что никогда не говорил того, что от него хотели услышать. По словам Владимира Рыжкова, Немцов считал, что его убить не могут, потому что он когда-то входил в высшую номенклатуру страны, а со времён Сталина таких людей не убивали. В фильме появляется и Алексей Навальный, который рассказывает как сутки провёл с Немцовым в камере после задержания на митинге. Он единственный из всех политиков 90-х, который был не коррумпированным, приличным человеком“, – говорит Алексей.

Но в целом отзывается о политике свысока как о “лузере из 90-х“, который хоть и растерял тогда свои возможности, но от демократических принципов и убеждений не отказался.

В фильме можно заметить, что дочь Ельцина Татьяна Юмашева во время интервью сидит на фоне стены с надписью “Народ не победим“, а её муж – на фоне книжного шкафа, где обложкой к камере выставлена книга За что журналистки Анны Политковской, застреленной в  2006 году. Всё это выглядит как невербальная попытка интервьюируемых оправдать себя (ведь кандидату ВВП как преемника они в своё время явно поддержали) и показать своё непринятие действующего режима.

В этом фильме нет апологетики по принципу “о покойном либо хорошо, либо – ничего“. В противном случае это выглядело бы, наверное, как попрание принципов  жизни главного героя.

Вырисовывающийся образ политика всецело отражает название фильма: слишком свободный для несвободной России, и оттого слишком неудобный человек. “Слишком свободный человек“ – это объективный взгляд и критическая оценка решений и действий Немцова от его соратников с их разноплановыми комментариями, откровениями, иронией. Фильм о краткой истории России последних 25 лет, отражением которых была жизнь этого политика.

Айсын Гайса