Бретёры во дворянстве

Бретёры во дворянстве

– Будьте вы прокляты!
– Вы опоздали, я уже проклят.
/диалог из фильма/

До недавнего времени я была хорошего мнения о фильмах режиссёра Алексея Мизгирёва. Теперь его фильмография для меня делится на самобытые ранние фильмы, такие как “Кремень“, “Бубен, барабан“, и на последнюю картину “Дуэлянт“, которая на той неделе вышла в прокат. И это, видимо, тот случай, когда говорят, что и на старуху бывает проруха, то есть и у артхаусника бывает попытка сделать мейнстримовое кино, что само по себе не есть плохо. Плохо то, что попытка оказалась неудачной, а кино отвратительным.

В сословной России представители дворянства решали вопросы чести на дуэлях. Главный герой по фамилии Яковлев в исполнении Петра Фёдорова – наёмный дуэлянт (бретёр), стреляющийся за деньги с теми, на кого укажет тайный влиятельный заказчик. Один из пунктов Дуэльного кодекса гласил, что возможна замена одного из ответчиков, если вызов будет брошен человеку низкого сословия или физически слабого. Пользуясь этим правом его компаньоны подстраивают потасовки, где Яковлев ретиво вызывается защитить честь обидчика. Во всех дуэлях главный герой неизменно выходит победителем, потому как будучи в своё время беглым каторжником, был заговорен алеутским шаманом и теперь пули его не берут. Вскоре на сцене появляется и главный злодей фильма – граф Беклемишев в исполнении Владимира Машкова, и зритель узнает, что Яковлев сам в прошлом был жертвой одиозного графа. Столкновение Яковлева и Беклемишева становится кульминацией фильма.

d9bd91e5073388acfce1c3144b8a27a5

В “Дуэлянте“ не всё гладко с героями: графа Беклимишева демонизировали настолько, что он выглядит карикатурным злодеем, сильно смахивая на конандойловского профессора Мориарти. Глядя на мачо Яковлева всё время думаешь: Какое дворянство? Какой 19 век?, и эта особенность проглядывает в каждом историческом фильме, где Пётр Федоров снимался. В них он так и остаётся человеком из нашего времени, лишь облачённым в наряды другой эпохи. Юлии Хлыниной в роли главного женского персонажа Марфы Тучковой не хватило то ли харизмы, то ли таланта, чтобы вытянуть любовную линию. В итоге весь фильм она  видится бледным пятном на фоне “чёрного пса“ Петербурга, который в фильме настолько мрачен, дождлив и угрюм, что, кажется, будто его клейкая чернота обильно сочится на зрителя, начиная с постера к фильму и далее до его финальных титров. Ок, российский Готем создали, но на одной атмосфере не выедешь, если нет единства формы и содержания. И даже зашкаливающее количество узнаваемых актёров на квадратный метр “Дуэлянту“ не помогло. Временами сюжет фильма несётся вскачь и кино начинает восприниматься как клип, которому не хватает только звуковой дорожки в виде заунывного романса.

Особенно странным в “Дуэлянте“ выглядит современная реальность, которая не раз врывается в толщу исторического сюжета. Оторопь берёт во время фразы “Смотри в пол, сука!“, несколько раз произнесенной подельником графа Чичаговым во время драки. Задавшись вопросом, зачем сценаристам понадобилось выкидывать такой фортель, мне в голову пришёл только один мало-мальский подходящий вариант ответа: учитывая, что актёр Дмитрий Куличков, игравший Чичагова, имеет внешнее сходство с ВВП, это что же выходит… намёк на царя? Наши киноделы осваивают Эзопов язык? Эпикфейлом фильма по праву можно назвать сцену в карете, где раненный главный герой набрасывается в порыве страсти на возлюбленную, ничуть не смущаясь, что дело происходит днём на оживлённой улице, а у кареты нет занавесок. Для 19 века такая неосмотрительность среди представителей высшего общества, как минимум, противоестественна и неправдоподобна.

В “Дуэлянте“ проглядывает и прежний Мизгирёв: слово “жаба“, которое, как мантру, повторяет в минуты невыносимой боли главный герой, отсылает к фильму “Бубен, барабан» с его «Если сердце зажало, ты глубоко дыши и повторяй: «бубен, барабан, бубен, барабан“. Но какую бы мантру не произносил сам режиссёр во время съёмок, ему это, как видно, не помогло сделать хорошее кино.

Не знаю как у вас, но у меня при слове “дуэль“ возникает вид безлюдного поля ранним утром, где недруги отсчитывают шаги от барьера, прежде чем взвести курки пистолетов. “Дуэлянт“ расширяет сложившееся представление о дуэлях – показывает, что поединки за честь могли проходить по-разному: “лоб в лоб“, через ширму, способом “русская рулетка“ и т.д, причем в фильме все они проходят внутри помещения, а иногда прямо во время светского раута – и это то немногое интересное, что есть в этом фильме.

Во всё остальном “Дуэлянт“ – это торжественно-неуклюжее, хромающее на обе ноги, кино, просмотр которого – сомнительное удовольствие.

-Hak8-Dxgy4

Айсын Гайса