“Ни тоски, ни любви, ни печали…“
На днях по совету твиттерского товарища посмотрела кино, которому после просмотра автоматом поставила десятку на кинопоиске и добавила его в папку “любимые фильмы“ на этом же киноресурсе. Речь идёт о работе малоизвестного режиссёра и сценариста Дэвида Лоури “История призрака“. В мировой прокат фильм вышел ещё в январе прошлого года, но в российский, конечно же, не попал. Фильм настолько замечателен, что будет несправедливо пройти мимо него молча и тем более, если он останется незамеченным вами.
Мы привыкли, что в тематике фильмов о призраках изобилуют в основном триллеры и ужасы, где эти самые потусторонние существа предстают в роли злой неведомой силы, домашними вредителями, омрачающими жизнь главных героев. В качестве исключения из этого списка можно вспомнить разве что “Привидение“ 1990 года с Патриком Суэйзи, но в художественном плане кинотворение Дэвида Лоури далеко от него во всех отношениях, так что на одну ступень эти два фильма я категорически не поставлю. “История призрака“ – это сочетание личной истории и чего-то трансцендентного, космологического… такой сплит скорее роднит это кино с фильмами Теренса Малика, но не так чтобы сильно. Всё-таки здесь – другое запределье, “другая песня“.
Фильм рассказывает историю двух безымянных героев, сыгранных Кейси Аффлеком и Руни Марой, которые живут в небольшом доме и любят друг друга. В один день мужчина погибает в катастрофе, но не уходит в иной мир, а остаётся привязанным к своему бывшему дому. Это медитативное, никуда не спешащее, кино размеренное повествование которого втягивает зрителя в плотную атмосферу, в котором каждый кадр кажется наполненным красотой и смыслом, причём под завязку. Добавьте сюда минорно-проникновенные саундтреки от композитора Дэниэла Харта. Более того каждая сцена фильма будто призвана вызывать эмпатию к главному герою – призраку в смешной простыне с чёрными дырами для глаз. Выбор такого ретро-облика герою – ещё один плюс в копилку режиссёра.
В “Истории призрака“ мало слов. Но здесь тот случай, когда “молчаливые“ кадры говорят больше чем слова. За счёт того, что большую часть времени призрак безэмоционален, у зрителя есть возможность представить его чувства или ощущения. А может их нет вообще? “Ни тоски, ни любви, ни печали, ни тревоги, ни боли в груди“? Режиссёр оставляет обширное поле для работы зрительского воображения, лишь изредка подкидывая подсказки: например, что время в мире потусторонних душ течёт иначе, чем в мире живых. И эти временные переходы, параллели между двумя мирами создают дополнительную эстетическую реальность фильма. “История призрака“ – это киновысказывание о связи времени и памяти об ушедших. Можно решить, что длинный монолог одного из эпизодических персонажей, звучащий в фильме, является ключевым, но потом понимаешь, что это тоже всего лишь подсказка создателей. Окончательный ответ – за зрителями. Но другой вопрос: важны ли здесь ответы? Может быть в контексте этого фильма ценнее ощущения? Приятного просмотра.