“Сестрёнка“ – кинособытие года
Режиссёр Александр Галибин снял фильм “Сестрёнка“ по повести башкирского писателя Мустая Карима “Радость нашего дома“. Его выход на большие экраны стал большим событием для нашей республики, приуроченным к 100-летию самого прославленного башкирского литератора. До этого момента Галибин был мне известен только как актёр, сыгравший Мастера в сериале А.Бортко “Мастер и Маргарита, так что факт его режиссёрства меня удивил. Потом выяснилось, что это четвёртая режиссёрская работа Галибина.
В своей повести Карим рассказывает про период Отечественной войны, на фоне которого развивается история маленького мальчика Ямиля.
Ямиль живёт в деревне с мамой и ждёт с фронта отца. Однажды мать надолго уезжает, и привозит с собой маленькую девочку по имени Оксана – её нашёл в разрушенном от взрыва доме отец мальчика, и просит родных позаботиться о ребёнке. Ямиль, обрадованный появлению девочки, называет Оксану сестрёнкой, и та постепенно привыкает к новому дому, и вместе они потом попадают в разные смешные и не очень ситуации. Моё внимание все два часа фильм держала непосредственная и органичная игра юного актёра Арслана Крымчурина (Ямиль), а игра Марты Тимофеевой, наоборот, смущала, и я до сих пор не знаю, чем именно. В остальных ролях задействованы актёры и актрисы театров республики, которые время от времени “театрально“ переигрывают – как будто хотят показать высший класс, но из-за чрезмерного усердства отходят от актёрского естества.
Чем хорош фильм – так это деталями и атмосферой, которыми его насытили кинотворцы.
Они сохранили большую часть сюжетных поворотов повести, а также внесли в фильм новые, придавшие картине больше остроты. Здесь чувствуется любовь к Башкортостану, к его культуре и людям. Фильм добрый и приятный как өләсәй*, которую в помню из детства. Уютный и теплый как мейес һикеһе**, где я любила сидеть. Добавьте сюда же скрупулезно выстроенные декорации. Для съёмок в деревне Новохасаново Белорецкого района была специально выстроена башкирская деревня образца первой половины прошлого века, весь фильм мы видим чудные пейзажи Предуралья. Жанр “военная драма“, указанный на афише, совсем не отражает содержание фильма – здесь возрастное ограничение 6+, и “Сестрёнка“ – это скорее сказка о победе добра над злом, с персонажами, чётко поделёнными на хороших и плохих, где плохие в финале обязательно исправляются и становятся хорошими. Сейчас никто так не пишет и никто так не снимает, но если целью фильма было исключительно почтить память Мустая Карима, то вопросов нет. Посыл, который красной нитью идёт через творчество писателя – что в любой ситуации нужно постараться оставаться человеком – здесь сохранён. В общем, получилось неплохое семейное кино, а если учесть, что это первый российский фильм на башкирском языке, вышедший в широкий прокат – то кинособытие для нашей республики.
Примечание: * – бабушка; ** – лежанка на печке.
Фото: zen.yandex.com