Шекспира много не бывает
Шекспира много не бывает. Наверное, под таким девизом британские театральные режиссёры ставят нетленные пьесы своего знаменитого соотечественника, и это замечательно. То, о чем писал этот драматург в средние века, не теряет актуальности и в наше время. Человеческая суть ригидна. Мы – всего лишь люди. В каком-то смысле в этом – наша трагедия. Но мы можем пытаться стать лучшей версией нас самих. И театр нам в этом может помочь.
Шекспир, как и любой другой хороший писатель, ставит перед нами зеркало. И читателю, в данном случае зрителю, нужно внимательно смотреть, рефлексировать и делать выводы.
Год назад мы писали про “Короля Лира“ от театра “Глобус“, а недавно проект TheatreHD подвез в Уфу другую версию этого спектакля: на это раз от лондонского театра Chichester Festival Theatre и режиссёра Джонатана Манби. Постановка идёт в репертуаре TheatreHD как “Король Лир: МакКеллен“ и заявлена как прощальный шекспировский выход актёра Иэна МакКеллена, больше известного массовому зрителю ролью Гендальфа из киносаги “Властелин колец“.
Иэн МакКеллен прекрасен ещё и потому, что выступает в защиту людей из ЛГБТКИАП+. И это очень важно в мире, полном гомофобии и ненависти к Другим.
Для большей камерности действа по просьбе актёра спектакль перенесли на маленькую сцену лондонского Duke of York’s Theatre. Иэну 78 лет, почти как королю Лиру. В небольшом интервью, предшествующему показу, МакКеллен говорит, что он “играет эту роль на ощущении своей дряхлости“. После чего, смеясь, добавляет, что этими словами он не хочет вызвать к себе жалость, что старение – это естественно, и он относится к ней спокойно.
“Король Лир“ – одна из самых кровавых пьес Шекспира. Когда королевская дочь с мужем-герцогом калечат Глостера, материализовавшиеся супруги Макбет, Ричард III и Тит Андроник в ужасе стоят в сторонке.
Актриса Кирсти Бушелл, сыгравшая Регану, внесла в этот образ запоминающиеся яркие штрихи кровожадной хищницы.
Ослепление графа Глостера символично. Сюжетом пьесы движет “слепота“ героев: король не видит любви в честных словах младшей дочери Корделии, потому что правда её слов критична; и он же не замечает ненависти и презрения за льстивыми речами двух старших дочерей. Поэтому Генерилья и Регана обласканы отцом, а Корделия отвергнута и выслана из страны. У графа Глостера всё сложнее: сын Эдмунд, которого он с детства клеймил как бастарда, рос и наполнялся ненавистью к нему и его законному сыну Эдгару. Шекспир беспощаден: плата за эти ошибки – смерть провинившихся и их любимых людей.
“Мягкая“ харизма МакКеллена вносит в образ короля Лира особый шарм. Это не тиран, а уставший монарх, переставший отличать истинное от ложного.
Наверное, Шекспир неспроста сделал главного героя 80-летним стариком. Это в какой-то степени объясняет иррациональные поступки короля. В то же время «Король Лир» – это пьеса о любви и преданности. Вершина воплощения этих качеств – персонаж по имени Кент, отважный, благородный, верный, следующий за своим королём, и, несмотря на изгнание, готовый оберегать и защищать его. Если в пьесе Шекспира это граф Кент, то в спектакле Манби – это графиня Кент в исполнении Шинед Кьюсак.
И здесь очередной поклон создателям за эту гендерную рокировку, показывающую, что все вышеописанные качества может воплощать и женщина.
Средневековые паттерны остались в прошлом. Общество меняется, поворачивается к Женщине лицом, и британские театры поддерживают и развивают фемфрендли тенденции, и это прекрасно!
Хорошая новость – Король Лир: МакКеллен“ в Уфе скоро повторят.
Вторая хорошая новость: показы проекта TheatreHD в Галерее Арт теперь идут в VIP RELAX-зале, что делает просмотры 3-х и более часовых спектаклей более комфортными. На стоимости билетов перемена зала не сказалась, так что изменения только в хорошую сторону. Очень надеюсь, что TheatreHD скоро покажет нам российские спектакли в рамках проекта “Золотая маска в кино“. На этом свой театральный сезон-2018 торжественно закрываю! 🙂
Фото: spokane7.com.