“Есть что-то прекрасное в лете…“
“Есть что-то прекрасное в лете, а с летом прекрасное в нас“
С.Есенин
Мокрые крыши, душные коммуналки и скрежет иглы проигрывателя по винилу – добро пожаловать в Ленинград начала 80-х. Здесь, чтобы пробраться на концерт, нужно залезть в окно по пожарной лестнице и прятаться от организаторов в одноместной кабинке туалета по трое. Здесь запрещено танцевать под заводящие гитарные рифы, лишь горящими глазами выдавая страстную вовлечённость в выступление. И именно здесь начинается творческий путь одного из культовых исполнителей – Виктора Цоя, его знакомство с уже известным на тот момент музыкантов рок-сцены Майком Науменко. Вот только фильм не об этом, а если быть ещё конкретнее: ни о ком в особенности и обо всех одновременно. Создатель не ставил перед собой задачи стопроцентной передачи биографических данных, а в нескольких моментах напрямую говорит через персонажа-скептика, что “Всего этого не было“. И почти после каждого такого признания добавляет: “Жаль“.
“Лето“ – это фильм-эмоция, признание в любви эпохе, полной противоречий и чистой романтики, столь дефицитной в наше время.
Чего только стоит сцена поездки Наташи и Виктора в троллейбусе с чашечкой кофе, которое они спешили отвезти Майку, просто потому, что “Он любит кофе, двойной“. Вишенкой на торте стала композиция Игги Попа “Пассажир“, спетая толпой их попутчиков с неприкрытым очаровательным русским акцентом. Обладатель пальмовой ветви Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек оправдал свою победу оригинальным исполнением каверов самых популярных на тот период композиций, а также визуальным их оформлением. Операторская работа Владислава Опельянца в целом порадовала глаз правильным балансом съёмки в цвете и чёрно-белом варианте. Каждый кадр излучал жизнь во всем ее ярчайшем многообразии, несмотря на преобладание монохромной картинки.
Но в “Лето“ влюбляешься не столько за эстетику, сколько за схожесть в настроении с персонажами. Мятежный дух, выражающийся в общественном протесте не дракой, но песней.
Свободное мышление вкупе с жаждой жизни и перемен наперекор застоявшимся стереотипам и стагнации. До глубины души тронули моменты, когда Майк переводил с написанного текста зарубежную песню другу,а потом поделился целой тетрадью записанных переводов с Виктором. Попытки выйти за установленные границы, попытки увидеть мир чуть больше, чем того позволяла партия–все эти ощущения делают фильм столь близким теперь уже моему поколению в современных ужесточившихся политических реалиях. Возможно, некоторые зрители сочтут его немного мрачным или затянутым, но поверьте, минорное настроение, проходящее красной нитью на протяжении всего фильма грамотно уравновешенно мажорными аккордами замечательных песен.
Песен, ставшими легендарными тогда, и не потерявшие актуальность до сих пор.
В финале картины группа “Кино“ поёт строки: “Мне все другие дела надоели, Мне кажется, что это мой дом, мне кажется, что это мой друг. Я посадил дерево“. Для меня же “Лето“ посеяло надежду в душе и чувство единства с теми, кто меня окружает. Рекомендую к просмотру, особенно тем, кто почти окончательно разочаровался в российском кинематографе.