Майтрейя: пост-метал, горловое пение и Мандельштам
«Майтрейя» — молодая уфимская группа, играющая в редком для нашего края стиле post-metal, причем в еще более редком его сочетании с горловым пением и русскоязычными песнями, где поется о природе, месте человека в нем и единении живого и неживого.
Салават Гайнетдинов — вокал
Константин Владимиров -гитара
Никита Западловский – бас-гитара
Тимур Давлетгареев — гитара
Александр Демидов — барабаны
Когда и при каких обстоятельствах образовалась группа «Майтрейя»?
Константин: Раньше у нас была группа «Traces of Hate», где мы играли doom-death, потом эта музыка перестала нам нравиться, появились разногласия в коллективе, в итоге женская половина группы ушла, а мы решили играть более современную музыку, более мужскую. Так в 2007-м году появилась «Майтрейя».
Салават: а мы с Тимуром собрали первую нашу группу еще в школе, и так как я не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, то и стал вокалистом (смеется).
Тимур: Можно сказать, что в «Майтрейя» собрались люди, имеющие большой опыт игры в других коллективах.
В буддистской религии «Майтрейя» — это существо с пробужденным сознанием, новый мессия. Что вы вкладываете в название группы?
Александр: «Майтрейя» — красивое слово с восточным колоритом, которое само по себе несет некий энергетический посыл. В нем уже будто звучит мелодия — музыка отрешенности, единения с природой и Космосом. Мне кажется, что это название очень сочетается с содержательной стороной наших песен.
Post-metal — направление, не так давно появившееся в метале. В вашем случае он еще и с русскоязычными текстами, что само по себе необычно, а в наших башкирских широтах тем более. Это результат внутренней потребности или просто желание занять свободную музыкальную нишу в этом городе?
Константин: Мы не зарабатываем нашей музыкой, поэтому не можем не удовлетворять свои творческие потребности, ее играя. А раз уж совпало с тем, что эта музыкальная ниша оказалась не занята – так это просто замечательно! После нас в Уфе стали появляться группы, которые играют в более-менее похожем стиле, например, группа «На дне». Правда, вряд ли они тогда знали о существовании «Майтрейя», но тем не менее.
Александр: Что касается стиля, то мы играем не совсем ортодоксальный post-metal. Если отталкиваться от классиков жанра – групп «Isis» и «Neurosis», то мы немного отличаемся по подходу. Например, у нас есть горловое пение, обычно же в пост-метале его фиг найдешь. К тому же структура песен у нас строится немного иначе, в нашей музыке много «думового» (doom-metal-авт.)
Недавно вы записали дебютный альбом под названием «Помнят камни». Пластинка получилась интересная, насыщенная и атмосферная. Насколько вы сами довольны своей работой?
Салават: Не очень довольны.
Константин: Увы, эта работа вышла немного скомканной, скоротечной. Мы долго готовились к записи, а когда она началась, то как-то всё понеслось. И теперь, проводя работу над ошибками, мы понимаем, что многим неудачных моментов можно было бы избежать, если бы записывались дольше. А поскольку мы записывали альбом не с целью получить наивысший результат, а чтобы увидеть ошибки, то мы их и увидели. Это должно помочь нам в будущем более основательно подойти к делу.
Песня «Змей» на стихи Осипа Мандельштама – это результат почитания творчества поэта или случайный выбор?
Салават: Это скорее результат моей лени, я не очень люблю писать тексты (смеется)
Константин: Когда мы поменяли концепцию предыдущей группы: решили играть другую музыку, перешли с английского языка на русский, и появилась «Майтрейя», то возникла необходимость текстов другой тематики. Поэтому мы решили в качестве первого опыта использовать готовый текст. Начали искать и наткнулись на подходящее стихотворение Мандельштама. А дальше уже начали писать нужные тексты сами.
Некоторые участники «Майтрейя» задействованы в эпическо-неибической группе Ё(п)тыть. Хватает ли вас на две группы? И если придется выбирать между «Майтрея» и «Ё(п)тыть», то с каким своим детищем вы пойдете дальше рука об руку?
Салават: Нас не очень хватает на две группы.
Тимур: Верная жена — это «Майтрейя», а любовница на стороне – это «Е(п)тыть» (смеется). Если придется выбирать, то выбор будет в пользу жены, конечно же.
Недавно «Майтрейя» участвовала в записи новой передачи на БСТ «Смелая музыка». Какие впечатления остались? Не жалеете, что ввязались в эту сомнительную авантюру?
Константин: В целом, нам понравилось.
Никита: На ТВ весело и интересно. Аудитория состояла из приглашенных журналистов. Выступать перед теми, кто «не в теме» не сложно, а вот налаживать контакт почти нереально. Кажется, они были от нас в некотором шоке. Камнем преткновения стало то, что мы-то шли туда, чтоб показать себя, а журналисты посчитали, что мы пришли за советом — мол, как нам быть дальше? Такое ощущение, что почти никто сейчас не воспринимает культуру в отрыве от определения «массовая». Как-будто не подозревают, что люди сознательно могут заниматься тем, что им нравится, и при этом не стремиться к популярности среди широких масс. Они не допускают мысли, что если бы мы хотели охватить максимально широкую аудиторию (включая бабушек) — музыка была бы совершенно другой. Может быть, даже с женским вокалом. То, что нас критиковали за то, что мы играем музыку не для всех,- в голове не укладывается! В итоге вменяли нам и то, что не хотим подстраиваться под вкусы других людей и стремиться к коммерческой успешности. Вероятно, это непонимание немного смутило нас, и мы не смогли на словах донести всё, что хотели. Надеюсь, это видео не выйдет в эфир. В любом случае спасибо им, мы продолжаем играть так, как считаем нужным.
На разогреве какой известной группы вы бы хотели однажды выступить?
Александр: Не сотвори себе кумира, но оказаться на разогреве мастеров жанра «Isis», «Cult of Luna» было бы неплохо (смеется).
За 5 лет существования группы, вы выступали лишь пару раз. С чем это связано?
Константин: Не пару раз, конечно, больше, но в сравнении с активно играющими группами, действительно, маловато. Основная причина банальна: занятость. Все мы работающие, часто уезжаем в командировки. Если появляется возможность выступить, то, конечно, стараемся воспользоваться ею.
Салават: Концертов даем мало, зато каждый из них – событие, как для нас, так и наших поклонников.
Мольер говорил: «Для того, чтоб стать известным, надо выступать на каждом постоялом дворе». Насколько вы согласны с ним?
Константин: Во фразе Мольера есть резон, в плане раскрутки группы этот принцип работает. Но если надо ехать в другой город, например, за 500 км, а перед сценой будет стоять 10 человек, — стоит ли это того? Я думаю, что нет.
Александр: Нам не плевать, перед кем играть. Если мы пойдем, зная, что на концерте будет не наша аудитория, то в этом мало смысла, потому что хочется результативных концертов. Мы понимаем, что играя не мейнстримовую музыку, даже сочиняя запоминающиеся тексты, мы остаемся интересными только для узкой аудитории. Даже на такие величины в пост-метале, как «Isis», «Cult of Luna», в Европе собирают небольшой клуб, человек 200 — и это данность.
Какими будут следующие шаги «Майтрейя на пути завоевания мира?
Константин: Пока мы можем говорить лишь о завоевании этого города.
Тимур: Свой гараж мы уже завоевали (смеется).
Салават: В будущем мы бы хотели обратиться к кармическим вещам в песнях, добавить немного спейс-рока. Возможно, привнесем в творчество кубыз и курай.
Константин: Если первый альбом был о человеке, то второй хотелось бы о его окружении, о чем-то незыблемом, вечном, масштабном.
Что для вас главное в жизни?
Константин: Для меня главное – не страдать из-за того, что я сделал или не сделал, а наслаждаться, получать удовольствие. И это не эгоизм, ведь удовольствие можно получить и от осознания того, что кому-то помог, сделал что-то полезное для других.
Тимур: Счастье.
Александр: Конечно же, семья.
Салават: Для меня главное в жизни — это моя работа. Я люблю работать и провожу на работе много времени.
Никита: Найти своих и успокоиться. Своих я уже нашел, осталось сделать второе (смеется).
Спасибо за беседу.