Москва музейная. Часть 1

Москва музейная. Часть 1

По аналогии с прошлогодним обзором “Пермь музейно-галерейная“ назревает текст о нескольких музеях Москвы, который выйдет в трёх частях.

Часть 1.

Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина – один из старейших музеев Москвы, своё нынешнее название получил после революции. Был создан в конце 19 века как Музей изящных искусств при организаторском участии профессора словесности, историка искусства Ивана Цветаева (отца Марины Цветаевой), который до конца своей жизни был его бессменным директором. Пишут, что в период зарождения этому проекту покровительствовал Великий князь Сергей Александрович Романов, материальную помощь оказывал меценат-промышленник Юрий Нечаев-Мальцев.

Сейчас у музея несколько корпусов, два из которых – Главное здание и Галерея искусств стран Европы и Америки 19-20 веков соседствуют на Волхонке напротив Храма Христа Спасителя. В Галерее искусств ГМИИ была в 2013 году, к тому же на этот раз у его входа стояла длинная очередь из желающих попасть внутрь, так что мы с товарищем поспешили к Главному зданию, где ажиотажа не наблюдалось.IMG_20170103_170624Задумка Цветаева была том, чтобы создать учебно-образовательный и при этом публичный музей, где в гипсовых слепках, макетах и иных артефактах были бы представлены основные этапы истории искусства. Сегодня музей имеет огромную коллекцию произведений зарубежного искусства разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века. Всё это выставлено в 30 залах, для обстоятельного просмотра которых потребуется не меньше 5-6 часов.

Основная часть коллекции музея – это слепки и копии, которые заказывал Иван Цветаев в зарубежных мастерских и которые были сняты с оригиналов – то есть здесь их можно увидеть в реальном масштабе. Несколько первых залов занимает античное искусство, главным образом представленное скульптурами. Далее по хронологии – искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, Искусство Германии, Нидерландов, Фландрии, где преимущественно –живопись. В последнем зале первого этажа – Итальянском дворике нас встретило величественное пятиметровое детище Микеланджело “Давид“.

IMG_20170103_150506

Кроме постоянной экспозиции в музее с тот день проходила выставка Ирины Наховой “Взгляд“ – ряд видеоинсталляций на основе классической живописи, через которые автор пытается изменить взгляд зрителя на предметы искусства. Задумка художника выглядят и работает следующим образом: на стене висит экран в виде картины, к примеру, Рембрандта “Портрет старой женщины“, на которой поочередно высвечиваются отдельные участки полотна, из темноты начинают проступать детали: сначала верхняя половина лица, затем часть капюшона, один из рукавов и т.д. Подобной акцентацией Ирина Нехаева имитирует движение пытливого взгляда смотрящего, который будто прощупывает каждый элемент полотна, вступая в визуальный контакт не только с ним, но и с тем Временем, когда оно создавалось. В то время как современный зритель чаще всего лишь скользит взглядом по картине, предпочитая запечатлеть его на камеру телефона и выложить в инстаграм – в итоге произведения живописи остаются для него мёртвыми атрибутами музейного пространства.

Ещё одна выставка, проходившая в музее – это “Голоса воображаемого музей Андре Мальро“. Несколько сотен выставленных экспонатов отражали искусствоведческую концепцию французского общественного деятеля Андре Мальро, философа, культуролога, министра культуры при правительстве де Голля,  который  верил в магию искусства и всю жизнь искал закономерности и структурные связи с произведениях разных эпох и народов. О масштабе личности Мальро интересно рассказывает Ирина Антонова – президент ГМИИ им. А.С. Пушкина. К слову, Ирине Александровне 94 года. Можно только восхититься здравости ума и активности мысли этой прекрасной женщины.

Музей современной истории России стал вторым пунктом в нашем музейном трипе. Справочные источники сообщают, что это учреждение было создано в 1917 году как Музей революции, который разместился в здании бывшего Московского Английского клуба (NB: памятник архитектуры позднего классицизма). Первоначальной задачей музея был поиск источников и всестороннее изучение истории русского освободительного движения. Позже он стал демонстрировать этапы социалистического строительства в СССР и достижения нового общества. В последующие годы тематический вектор музея несколько раз менялся. Главная идея проекта на сегодняшний день – всестороннее и объективное представление важнейших событиях новейшей истории России.  Объективное? Гм…Но об этом позже.
SAM_0537

Экспозиции выстроены в хронологическом порядке начиная с 1885 года – времени царствования Александра III и заканчивая современностью. Коллекция у музея обширная и впечатляющая: от миномета-мортиры, которая была на вооружении русской армии в Первую мировую войну, и локомобиля, что использовался в сельском хозяйстве в начале 20 века, до портсигара Дзержинского и сценического костюма Аркадия Райкина.

Один из самых сакральных экспонатов – скульптура И.Д. Шадра “Булыжник-оружие пролетариата“, актуальность которой в наше время ничуть не уменьшилась.

IMG_20170105_174900

В этом музее мы стали свидетелями смешной и одновременной грустной сцены: мальчик младшего школьного возраста, увидев на стене имперский герб, перекрестился на него, чем поверг своих родителей в истерический хохот. Кажется, само того не понимая, дитя продемонстрировало суть лозунга “Самодержавие, православие и народность“ в его современном понимании.

Вообще, в залах этого музея было интересно и хорошо ровно до той части, где начались экспозиции с историей последних 20 лет  – их мы пробежали почти не глядя – стало не по себе от торжественного пафоса и ура-патриотизма, который лился на нас с многочисленных интерактивных досок и мониторов. Эта часть музея напомнила мне о выставке “Моя история. Рюриковичи“, где создатели так же руководствовались негласным принципом “Объективность? Нет, не слышали!“. Ахтунг.

Далее – про Мультимедиа Арт Музей, Музей современного искусства “Гараж“, Музей истории ГУЛАГа.

Фото: автора.

Айсын Гайса