Краешек Ночи музеев-2016
Про Ночь музеев в этом году я чуть было не забыла. Вечер субботы начался на балете “Спартак“ в нашем оперном, и пока неутомимый раб-гладиатор на сцене планировал восстание, я параллельно с ним планировала в какой из музеев пойду после театра, чтобы максимально наполнить оставшиеся три часа до полуночи, пока моя карета не превратится в тыкву, а я в крысу. Так что Ночь музеев-2016 в Уфе я всё же краешком себя зацепила. Выбор пал на музеи художника Александра Тюлькина, писателя Сергея Аксакова и – на уже ставшую традиционной для меня –галерею актуального искусства “X-Max“.
Мемориальный дом-музей Александра Тюлькина, основоположника изобразительного искусства в Башкирии, расположен в живописном месте с видом на р. Белую. Это одноэтажный дом с прилегающим садом, где художник жил с 1922 года до конца жизни и написал большинство своих работ, которые можно увидеть не только в нашем художественном музее им. М.В. Нестерова, но и в Третьяковке, Государственном Русском музее и др.
В лучшие годы этот дом-музей выглядел так:
Сейчас фасад и ворота смотрятся неприглядно и всем видом кричат, что нуждаются в покраске. В прошлом году в СМИ мелькало, что мэр города поручил ответственным лицам привести здание в порядок, но пока этого не заметно. В музей нам пустили по смешной цене – билет стоил 17,5 рублей с учетом 50% скидки, и попали мы удачно: большая часть намеченной программы завершилась и поэтому посетителей был немного. В комнате, бывшей в прошлом мастерской Тюлькина, неизвестная девушка писала портрет с натуры. Видимо, это был, обозначенный в программе мастер-класс студентов худграфа БГПУ. В гостиной с роялем, увешанной чудесными картинами Александра Эрастовича, транслировали документальный фильм о художнике. С белого экрана нам рассказали, что этот дом в начале прошлого века был местом тусовки творческих людей Уфы: в нём собирались художники, писатели, поэты, музыканты, при том, что сам художник дом покидал редко. Было сказано также про увлечение Тюлькина идеями Давида Бурлюка. В тот период последний проживал в поместье своей жены под Иглино. В приятной атмосфере старинного дома хотелось остаться подольше, но лютые комары, жужжащие в помещении, не давали покоя и прогнали меня и моего спутника в ночь, где нас ждал Мемориальный дом-музей Сергея Аксакова.
Желающих побывать в деревянном особняке конца 18 века оказалось много – в кассу была очередь. Пока мы покупали за символические 40 рублей билет, я заметила висящие у окошка кассы гвозди и надпись “Аксаковский сувенир: кованый гвоздь XVIII века. Эти гвозди были собраны при реставрации музея“. Видимо, они продаются, хотя была цена не указана. Что-то в этом есть грустное…Голь на выдумки хитра?
В этом доме согласно истории семья писателя жила всего 2 года, и он был описан Сергеем Аксаковым в его книге “Детские годы Багрова-внука“ как родовое гнездо. Экспозиция на первом этаже музее посвящена семейной хронике Зубовых-Аксаковых в контексте разных периодов жизни Сергея Аксакова. А вы знали, что сын писателя Григорий был в одно время губернатором Уфимской губернии? Посмотрев выставку златоустовской художницы Надежды Русиновой “Очарование природой“, мы вышли на балкон аксаковского дома подышать ароматом сирени, разлившимся в воздухе тёплой весенней ночи. В одном из комнат показывали документальный фильм об экспедиции Аксаковского фонда, но на него времени уже не было – близилась полночь, надо было успеть в третье запланированное место. И оно должно было содержательно уравновесить традиционность первых двух своей прогрессивностью. Ведь “X-Max“ по праву позиционирует себя как галерея, открывающая новые тенденции в современном художественном процессе, и тем самым расширяющая кругозор уфимского зрителя. И где, как не в ней, можно увидеть что-то необычное, андеграундное и подчас не всегда безболезненное, но в то же время нужное, как прививка АКДС в детстве!
В тот вечер в “X-Max“ мы попали на выставку “Апокалиптический реализм“ уфимского художника Тимофея Дорофеева, чьи металлические инсталляции в виде коня и гигантской головы все могли видеть у Lifestyle центр “Башкирия“. В своих картинах Тимофей часто изображает крайние формы проявления как человеческого, так и звериного, называя их интересными по фактуре и обнаженными душевно. В них чувствуется и тревожность, которая особенно усиливается, когда автор касается темы политики. Например, при входе в первый зал галереи нас встретила картина с безногим ополченцем Мишей в футболке с изображением президента. Плюс свежа память об инсталляции Тимофея на тему Femen на первом уфимском Лофт-проекте. Тимофей видится мне повзрослевшим Холденом Колфилдом, чей юношеский бунт приобрел логическое завершение – созидательную направленность, и теперь яркие краски на картинах художника призваны противостоять бледной обыденности. Сходите, автор интересный, выставка продлится до 21 июня.
Для статистики: это была моя третья Ночь музеев за всё время её проведения в Уфе. Про первые два можно найти здесь: Ночь музеев-2013 и Ночь-музеев-2015.
А на следующий день в Уфе было открытие Музея советского быта, и один из наших авторов его не пропустил. Скоро расскажем, что там и как.
Фото: museum-nesterov.ru; aksakov.info, автора.