Миссис Америка
“Я стояла рядом с величайшими женщинами…“
(фраза из сериала)
Американский телеканал FX совместно со стриминговой платформой Hulu выпустили “Миссис Америка”. Если не ошибаюсь, это первый художественный сериал, рассказывающий о феминистском движении “второй волны”, которое особенно ярко и мощно проявилось в США в 60-70-х годах. Здесь можно увидеть прототипы таких видных исторических фигур американского феминизма как Глория Стайнем, Бетти Фридан, Ширли Чисхолм, Белла Абзуг, Флоринс Кеннеди – активисток, писательниц, журналисток, юристок, политикесс, которые на разных уровнях поднимали женскую повестку, будучи во главе комитетов по правам женщин, национальных организаций, редакций журналов, в Конгрессе США и т.д.
“Миссис Америка“ – это история опыта неведомой нам масштабной женской гражданской активности и солидарности, которую, надеюсь, мы тоже сможем получить в будущем.
Не знаю, будет ли это сериал увлекательным для женщин, далёких от идеи борьбы, потому что он выглядит перенасыщенным персоналиями и историческими событиями, и, возможно, это сделано его несколько скучноватым. Мой же интерес был движим в первую очередь репрезентацией известных активисток прошлого. И показалось, что для полного понимания показанных сюжетных поворотов, нужно быть в курсе историко-политических реалий США того времени.
В основу сюжета положена реальная история внесения поправки в Конституцию США о равных правах женщин и мужчин, и борьбы, которая вокруг этого развернулась. Эта поправка прошла через сенат в 1972 году и могла вступить в силу, если бы в течение последующих 7 лет её ратифицировали 38 штатов.
Противницами поправок были предствительницы консервативного движения, возглавляемого Филлис Шлэфли (Кейт Бланшетт). Филлис, сочетающая в себе роли добропорядочной жены, матери большого семейства и политически подкованной активистки, собирает вокруг себя большое количество сторонниц – женщин, которые не хотят терять свои, как им кажется, привилегии – заниматься домом, детьми и быть на содержании мужа. Но ирония в том, что работая целыми днями в штабе Шлэфли, они, сами того не замечая, становятся теми самыми работающими женщинами, против которых стоят с плакатами. Да и сама Филлис, будучи амбициозной, нацеленной на политическую карьеру, не соответствует тому образу женщины, за сохранение которой ратует. В связи с чем её активность против поправок выглядит несколько лицемерно: как попытка взрастить свой авторитет в мужских политических кругах, используя для этих целей своих сторонниц. Бланшет отлично сыграла деятельную женщину, которая везде и во всём играет по правилам мужчин с девизом “они должны чувствовать себя королями”.
В арсенале аргументаций консервативного крыла имеются стандартные страшилки про попрание семейных ценностей и “наши права заберут гомосексуалы” – ровна та же дичь, как у нас вокруг законопроекта о домашнем насилии и поправок в Конституцию РФ.
На фоне мощного фемдвижения, построенного на принципах горизонтальности, взаимоподдержки и солидарности, движение консерваторок, не менее мощное, показано лишённым всего перечисленного и держащимся исключительно на власти и политическом весе их предводительницы Филлис Шлэфли. Несмотря на то, что феминистки в сериале представлены в некотором идеологическом разнообразии и непримиримости по разным вопросом, у меня осталось ощущение, что их в сериале показали более положительными, чем консерваторок, в стане которых улавливаются мизогинные отголоски и конкуренция за место в иерархии. То есть на на чьей стороне симпатии создательниц сериала – понятно невооруженным глазом, так что глядя на консервативных женщин я всю дорогу сочувствовала их слепой вере в необходимость своих цепей.
Диалектически выверенный эпизод в сериале, но поданный чуть ли не христоматийно – это путь прозрения консервативной Элис (Сара Полсон), которая после случайного постнаркотического трипа попадает в компанию феминисток и понимает, что они более дружественны к ней, чем её соратницы из стана Шлэфли.
В этой истории победивших нет, и финал сериала драматичен: с приходом к власти Рейгана в стране наступает закат либерального периода, а насколько он был либеральным можно судить уже по одному тому, что в 1968 году Ширли Чисхолм (Узо Удаба) стала первой чернокожей женщиной, избранной в Конгресс США, а позже выдвинувшей свою кандидатуру на пост президента. Что касается героини Кейт Бланшет, то создатели оказались к ней безжалостны: финальная сцена с предводительницей консерваторок – как венок на могилу её личных амбиций а-ля “за что боролась, на то и напоролась”.