Сибирь – родина русского панк-рока

Сибирь – родина русского панк-рока

Следы на снегу

На днях сходили с друзьями на фильм “Следы на снегу“ – документалки о сибирском панк-роке 80-х годов. Кинопоказ прошёл, как и положено по закону жанра, в андеграундном месте – недавно открывшемся уфимском антикафе “Острова квест“. Расположено это заведение вдалеке от центральных улиц, в глубине остановки “Главархитектура“, в подвале общежития хлебокомбината. Ждать, что в такие дебри да ещё и вечером буднего дня придёт много людей, не приходилось. Тем не менее зрителей набралось человек 15, что было как раз по количеству сидящих мест в небольшой комнате, предназначенной для кинопоказов.

Фильм “Следы на снегу“ снят Владимиром Козловым, который больше писатель, чем режиссёр. Года два назад уфимские поклонники его словотворчества по собственной инициативе организовали показ его первого фильма “Десятка“ – экранизации одноимённой повести писателя.

“Следы на снегу“ – второй фильм Вл. Козлова, документальный, – получился, если не лучше в плане качества, то, по крайней мере, в разы интереснее предыдущего.

В течение часа на экране возникали личности, причастные к зарождению первой и практически единственной панк-рок сцены в СССР  (а случилось это не в Москве и Ленинграде, а в Сибири) и рассказывали как это, собственно, происходило: музыканты  андеграундных групп 80-х, таких как “Инструкция по выживанию“, “Бомж“, “Кооператив ништяк“, “Путти“, “Пищевые отходы“ и др., журналисты и обозреватели советской панк-рок сцены, организаторы подпольных концертов, дистрибьюторы кустарных аудио-записей.
Эти бунтари сибирских городов, – Новосибирска, Тюмени, Омска, – вооружившись расстроенными гитарами, не умея толком играть, подчас не имея вокальных данных, выступали на кухнях и подвалах, и в узких кругах единомышленников имели успех. И всё это – попытка изменить окружающую их серую реальность. А в этом деле были важны лишь энергетика и драйв.
ЭНЕРГЕТИКА И ДРАЙВ! 

В фильм попали только фрагменты всех взятых интервью, в полном виде их можно посмотреть на сайте фильма.

Забавный момент в антикафе: пришедшим на входе выдают белые тапочки, и в этот вечер, учитывая тематику мероприятия, это удачно соотносилось с известной фразой “Punk not dead“.

Всё верно: тот панк-рок умер, и поэтому мы здесь в белых тапочках.

Ведь сибирское панк-рок движение так и осталось андеграундным явлением. В момент начала перестройки, когда появилась возможность явить себя миру, неприятие коммерсализации, как основы  деятельности, не дало им возможность выйти из своих подвалов. Да они к тому и не стремились, а жили здесь и сейчас, счастливо угарая от всего, что делают в отдельно взятом пространстве.  

Гражданская оборона – “Хватит!“

В этом плане только Егор Летов глядел дальше всех и придерживался иных взглядов, активно записывая свои песни на кассеты и рассылая их друзьям в разные уголки СССР. И как результат, его “Гражданская оборона“ вырвалась за пределы Сибири и  просуществовала более двух десятков лет.

А сегодняшние панк-рокеры – совсем иные ребята.
Панк-рок – это не пьяным на помойке валяться и не уметь играть“, – изрёк как-то один из них.
И тут уж каждому времени – свои герои.

лого

Айсын Гайса