Большой театр на большом экране
Года 1,5 назад мы рассказывали здесь про TheatreHD, благодаря которому можно увидеть спектакли знаменитых театров мира, не выезжая из своего города, в хорошем качестве и на большом экране. Не так давно к этому проекту присоединился и Большой театр.
Надо заметить, что HD-формат для этого театра не менее актуален, чем для зарубежных – ценник Большого варьирует в пределах от 10 до 60 тысяч, то есть не всякий провинциал со средней зарплатой решится отдать её половину за билет в Bolshoi Theatre. А если и решится, то сидеть ему за эти деньги на последнем ряду галёрки, откуда он будет видеть скорее всего лишь маленькие фигуры на сцене и затылки впередисидящих. И здесь на помощь страждущему театралу приходит TheatreHD. При просмотре записи спектакля вы, конечно, не почувствуете атмосферу внутреннего убранства самого прославленного и масштабного театра России, но всё остальное будет преподнесено вам как на блюде. К примеру, камера оператора будет щедро приближать вас на близкое расстояние к сцене, показывать танцоров крупным планом, а перед началом спектакля заглянет в оркестровую яму или за кулисы, где вы увидите последние приготовления музыкантов и артистов.
“Лебединое озеро“ – один из образцов классического балета, ставший, можно сказать, символом Большого театра. Впервые был поставлен в конце 19 века знаменитым хореографом, обрусевшим французом, Мариусом Петипа на музыку Петра Чайковского. Как известно, сегодня невозможно увидеть на сцене классический балет в чистом виде: это всегда – набор позднейших советских редакции с некоторыми кусочками подлинника. В наши дни “Лебединое озеро“ на сцене Большого театра идёт в постановке Юрия Григоровича с фрагментами хореографии предыдущих балетмейстеров, работавших над этим балетом – Мариуса Петипы, Льва Иванова, Александра Горского. Именно эту версию показывали на днях уфимскому зрителю на экране кинотеатра “Родина“.
Женщина-конферансье на экране, выполняющая также роль переводчика, рассказала перед началом показа историю создания балета “Лебединое озеро“, в антракте задала несколько вопросов исполнителю партии Злого духа Артемию Белякову и балетмейстеру Людмиле Семеняке – наставнице прима-балерины Светланы Захаровой. Эта часть видео меня несколько озадачило тем, что конферансье говорила почти скороговоркой, желая в короткий промежуток времени успеть не только спросить и получить ответы, но и перевести всё сказанное обеими сторонами на английский и французские языки. В итоге ведущая частенько перебивала говорящих, что было неприятно, как им, судя по тени неловкости на их лицах, так и мне, как зрителю.
Незнакомые с сюжетом “Лебединого озера“ имели возможность ознакомиться с синопсисом, показанным на экране: принцесса Одетта превращена Злых духом в белого лебедя. Заклятие действует днём, но с приходом ночи к Одетте возвращается человеческий облик. Принц Зигфрид оказывается у озера и видит прекрасную девушку. Злые чары могут быть разрушены только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, Одетта навсегда останется лебедем. Роковой персонаж в сюжете – чёрный лебедь Одиллия.
Самое интересное в этой драматической любовной истории, взятой создателями либретто Владимиром Бегичевым и Василием Гельцером из европейского фольклора – это линия альтер-эго. Балет приобретает мистический ореол, если представить, что Одиллия – это тёмная сторона Одетты, а Злой дух – принца Зигфрида.
С восхищением наблюдая за прима-балериной, блестяще исполняющей партии Одетты и Одиллии, понимаешь, насколько Светлана Захарова на сцене – на своём месте. До этого мне приходилось видеть госпожу Захарову в передаче “Школа злословия“, где Светлана Юрьевна в качестве депутата выборного госучреждения выглядела, мягко говоря, несостоятельно и даже беспомощно. Возможно, депутат Госдумы Светлана Захарова – это тёмная сторона прекрасной прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой…
Балет “Лебединое озеро“ построен на контрасте: как персонажей – добра и зла, светлого и тёмного, так и декораций и костюмов, которые также выдержаны в чёрно-белых цветах. Все два часа балета зритель видит идеальное сочетание светлого изящества и темного великолепия, что вкупе с мастерством первоклассных танцовщиков делает “Лебединое озеро“ эстетически безупречным и визуально изящным балетом нашего времени. Его хочется пересмотреть уже на выходе из зала.
Фото на главной странице: alnazaro.livejournal.