”Великая” ахинея
В мае на платформе ”Hulu” вышел американо-британский сериал ”Великая” (The Great), рассказывающий о первых годах жизни в России будущей императрицы Екатерины II. Если вы смотрели фильм ”Фаворитка”, то сможете представить, в каком ключе будет всё здесь подано, поскольку сценарии этих двух киноработ написал один человек – Тони МакНамара. Перед началом каждой серии звучит дисклеймер, что это ”местами правдивая история”, тем самым создатели снимают с себя ответственность за все свои интерпретации и фантазии. ”Великая” высмеивают всё и всех, причём делает это жёстко, и никто не избежит незавидной участи. Местами сериал уходит в черный юмор, местами – в упоротость, а где-то салютует кровожадности ”Игры престолов”.
В целом уровень исторической ахинеи частенько зашкаливает, что, собственно, и было интересно наблюдать.
Молодая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Эль Фаннинг) вынужденно приезжает в Россию в качестве будущей жены Петра III, получает новое имя, и поняв, куда попала, мечтает реализоваться как просвещенная супруга императора – принести свет учения в царский двор и на всю страну. Тем временем махровый шовинист Петр убеждён, что женщины слабы умом, поэтому отводит Екатерине только одну роль – матери его наследников. Но мечта не оставляет Екатерину, да и Пётр непредсказуем и опасен, так что она затевает заговор, взяв в сообщники самых обиженных Петром придворных – бывшую придворную даму Мариэль, графа Орлова и главнокомандующего Велиментова.
Оптимистичный весельчак Пётр (Николас Холт) воплотил в себя, кажется, все человеческие пороки – распутство, глупость, невежество, кровожадность etс. Сериал строится на противостоянии Петра и Екатерины, как представителей костного консерватизма и просвещенного гуманизма соответственно.
Поскольку 99% ”Великой” – это гипертрофированная фантазия авторов, то Пётр III, например, приходится Петру I родным сыном, а не внуком, а в составе придворных персон наблюдается занимательный винегрет из литературных персонажей – тут вам и князь Раскольников, и доктор Чехов, и граф Ростов, и вельможа по фамилии Брежнев, и даже сын того самого Вронского, сломавшего жизнь Анне Карениной. В части каста тоже всё замечательно и как я люблю: графа Орлова играет актёр индийского происхождения Саша Дхаван, Вронского – актёр с португало-индийскими корнями Себастьян де Соуса, а графа Ростова – темнокожий Абрахам Попула и тд. Самое интересное, что Пётр III получился гораздо более интересным многогранным персонажем, чем Екатерина (так я открыла для себя актёра Николаса Холта).
Поэтому, ожидая дворцового переворота и убийства Петра, я даже немного сожалела, что с ним придётся расстаться, но у создателей на этот счёт были другие планы. Например – анонс второго сезона.
Людям с ура-патриотическим настроем смотреть ”Великую” не рекомендую – может быть больно, и, возможно, в голову придёт любимое слово российских пропагандистов ”русофобия”. Но подобные обвинения в сторону этого сериала безосновательны, хотя бы потому, что ни одного персонажа здесь нельзя назвать избежавшим высмеивания, и, к примеру, тот же король Швеции мало чем отличается от сериального Пётра по части дурости и глупости. В общем, неплохой сатирический сериал.