Музей истории ГУЛАГа (Москва)
В этом году я побывала в трёх местах, связанных с историей ГУЛАГа. Первое – развалины лагерных бараков у подножия шихана “Торатау“ в Башкирии, второе – музей “Пермь-36“ в Пермском крае и третье – музей истории ГУЛАГа в Москве.
О первых двух было написано ранее, о последнем объекте хочу рассказать сейчас.
Если учитывать хронологию моих перемещений, то московский музей я посетила раньше первых двух – случилось это в январе этого года, и текст про него изначально планировался мной как завершающая часть трилогии “Москва музейная“, первую и вторую части которой я публиковала почти год назад. Итак, дело было на январских каникулах, а в это время, как известно, в некоторых столичных музеях вход бесплатный. Так было и в этом музее. В обычные дни стоимость билета составляет 300 рублей.
Фасад здания Государственного музея истории ГУЛАГа в виде четырёхэтажной кирпичной коробки издалека привлекает внимание своими окнами, забитыми досками.
Он был основан в 2001 году Антоном Антоновым-Овсеенко – историком, публицистом, общественным деятелем, который в своё время прошёл через сталинские лагеря как сын “врага народа“.
В здание в 1-м Самотёчном переулке, дом 9, строение 1 музей переехал не так давно – в 2015 году. Красный кирпич фасада обшили медью, которая должна со временем окислиться и полностью почернеть, что придаст обшивке музея соответствующий его содержанию вид.
Собрание музея включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении и многое другое. Фонды Музея продолжают пополняться новыми экспонатами и по сей день. Мне попалась замечательная экскурсоводка, молодая девушка, которая очень подробно и воодушевленно рассказывала о музее, не только описывая экспонаты, но и ссылаясь на прочитанную по теме литературу и озвучивая выдержки из них. Для любителей осматривать в одиночку на входе предлагают наушники с аудиогидом. Внутри есть кафе, книжный магазин. Сумки на входе можно оставить в камерах хранения, похожих на сейф.
Экспозиция музея состоит из восьми залов. В них интересная планировка: тематические зоны соединяют лестничные подъёмы, и посетители время от времени оказываются над музейными объектами.
Первые залы организаторы частично стилизовали под помещение лагеря, не только визуально, но и за счёт звуковых эффектов: из потайных динамиков здесь доносится гул тюрем и шум лагерной жизни, сведённые в одну звуковую дорожку. Здесь можно увидеть коллекцию дверей от камер, привезённых из разных мест России: от Ленинградской области до Магадана.
Первые лагеря для заключённых появились на территории Советской республики ещё в 1918 году в ходе Гражданской войны, где содержались дворяне, бывшие царские чиновники, белогвардейцы и другие враги большевиков, на их смену вскоре пришли лагеря особого назначения, подчинённые ОГПУ.
И первым среди таких лагерей был Соловецкий – так что по одним данным отчёт периода репрессий начинается с 13 октября 1923 года.
Монастырь, расположенный на Соловецких островах, превратился в один из самых страшных лагерей, об ужасах которых говорил весь мир, и стал основой для дальнейшего развития советской лагерной системы.
В одном из залов музея можно увидеть необычные стенды, стилизованные под ящики для инструментов. В них выставлены вещи, найденные в местах ГУЛАГа: памятные предметы заключённых и записи, которые им удалось сделать на подручных предметах. Например, письмо, написанное одним из заключённых на длинном лоскутке. Или послание, написанное другим на бревне дома, которое он строил: человек просил будущих жильцов простить его за возможные недоделки, потому что стройка велась в срочном режиме.
На верхнем этаже этого зала показано, как репрессии преподносила власть: здесь висят пропагандистские плакаты и экраны, на которых транслируют хронику показательных процессов и интервью их жертв.
Одним из важных экспонатов музея является карта нашей страны с обозначением всех крупных лагерей ГУЛАГа и наиболее значительных лагерных отделений и особлагов – лагерей особого назначения, где содержались политзаключенные.
Карта надолго приковала к себе моё внимание, и не только потому, что она интерактивная, как и многие экспонаты в этом музее, но ещё и потому, что позволяет ярко представить масштаб репрессий в СССР. Если не особо интересоваться историей, то может казаться, что всё это было где-то далеко. На этой карте я обнаружила точку “Туймазинский ИТЛ“ (Туймазинлаг), о существовании которого не знала ранее.
Получается, что один из лагерей находился в 50 километров от того, места, где я родилась.
В музее есть отдельный зал оборудованный видеомодулями, где можно посмотреть интервью с узниками ГУЛАГа и членами их семей, а на большом экране ознакомиться с официальной кинохроникой тех лет, а также увидеть более поздние материалы, снятые во время экспедиций музея в места расположения бывших лагерей.
Как известно, начиная с конца 20-х годов прошлого века по стране прошла мощная волна арестов, жертвами которым стали представители интеллигенции, духовенства, творческая молодёжь и др.
Цель Сталина была чудовищно проста: уничтожить возможность всякой оппозиции, пресечь любые попытки инакомыслия. Репрессивная компания охватила все слои населения и вошла в историю под названием “Большой террор“. Арестам по обвинению в антисоветской деятельности подверглись свыше полутора миллионов человек, из них около 700 тысяч были приговорены к расстрелу.
Музей рассказывает о судьбах известных людей, которых коснулись репрессии. Среди них –писатели Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Евфросиния Керсновская, инженеры-конструкторы Сергей Павлович Королев, Андрей Николаевич Туполев, будущий академик Дмитрий Лихачев, советская певица Лидия Русланова и другие. Вот выдержка со стенда, посвящённого переводчице, искусствоведу Ариадне Эфрон – дочери Марины Цветаевой, которая в 1939 году была осуждена по статье “шпионаж“ на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, а после освобождения написала книгу воспоминаний “История жизни, история души“:
“Меня избивали резиновыми дубинками, в течение 20 суток лишали сна, вели круглосуточные допросы, держали в холодном карцере, раздетую, стоя навытяжку, проводили инсценировки расстрела… Я была вынуждена оговорить себя… Из меня выколотили показания против моего отца“.
Одним из немногих советских фотографов, допущенных к съёмкам лагерной жизни был Александр Родченко. Так совпало, что на следующий день я попала на другую выставку Родченко в Мультимедиа Арт Музее. А здесь были выставлены некоторые работы фотографа, сделанные на строительстве Беломорско-Балтийского канала – одного из значительных строек первой пятилетки в СССР, где использовался исключительно труд заключённых Белбалтлага (Беломорско-Балтийского ИТЛ). В режиме высокой секретности Родченко около 8 месяцев занимался съёмкой на объекте и сделал более двух тысяч фотографий, которыми впоследствии была оформлена знаменитая книга “Беломорско-Балтийский канал имени Сталина“. В музее есть и интерактивная зона: например, у этого стенда посетитель может собрать Беломорско-Балтийский канал, отодвигая и переставляя большие пазлы, и выстраивая этапы работы в заключённых этом исправительном лагере.
Пока я дописывала этот текст, СМИ сообщили о смерти Арсения Рогинского – российского правозащитника, основателя общества “Мемориал“. Всю свою жизнь Рогинский занимался изучением запретной темы – советского террора, вместе с соратниками проделал колоссальную работу по сбору информации о людях, погибших в лагерях, в историческом сборнике “Память“, который сегодня насчитывает 5 томов. R.I.P. (лекция Рогинского о статистике террора).
В одном из залов музея можно увидеть большой белый пятигранник, внутри которого обустроена тёмная комната с экранами. Здесь показывают запись похорон Сталина. За счёт того, что экраны окружают посетителя со всех сторон, создаётся эффект присутствия в том времени, в том дне, как будто ты сам идёшь рядом с этими плачущими людьми.
Эффект интересный, но из комнаты мне захотелось поскорее выйти.
Прошло больше полувека, а людей, если не плачущих по вождю, то сочувствующих ему по-прежнему много. Вся информация о том периоде нашей истории всем доступна, но россияне до сих пор неоднозначно относятся к репрессиям в СССР. По данным “Левада-центр“ в 2015 году 45 % опрошенных оправдывают сталинские карательные меры.
В подтверждение этого у пользователей в соцсетей можно увидеть фото Сталина на аватаре, по радио можно услышать, что коммунисты отпраздновали его день рождения, а в СМИ прочитать, что чиновник высшего эшелона власти оправдывает сталинские репрессии. WHF?
Музей истории ГУЛАГа вам в помощь.
Завершающая часть экспозиции музея посвящена переосмыслению событий политических репрессий в наше время. Здесь находится ещё одна интерактивная зона, где каждый желающий может ответить на несколько философских вопросов и прикрепить свой ответ на стене.
Хочу закончить этот текст словами девятилетнего Данила:
Фото: Ольга Лесная.