Метрополитен-опера в Уфе!

Метрополитен-опера в Уфе!

Нет, Метрополитен-опера не приехал в Уфу. Это TheatreHD даёт нам возможность приобщиться к постановкам мировой театральной сцены через экраны кинотеатров.

“Всему своё время“ – эта расхожая фраза как нельзя лучше подходит для описания моих отношений с оперой. Начались они ещё в университетские годы, когда я настойчиво пыталась разнообразить свой скучный малобюджетный быт хождением в театр раз, и из репертуара нашего театра оперы и балета выбирала неизменно оперу. Балет я сразу отметала, считая, что его чем-то неинтересным для меня (о, тёмная!). Попытки открыть для себя мир оперы во всей его красе тогда, помню, провались. Глухая стена между мной и этим видом искусства осталась незыблемой, и я о нём забыла на долгие годы с грифом “до востребования“. И вот настало время к нему вернуться: я предположила, что с Метрополитен-опера – этим Олимпом оперных богов – моя задача существенно облегчается, и не ошиблась.

fe55e6140a85e20b94a20eb79bd36e51a52ae4d0

Выбрала я оперу Петра Чайковского “Евгений Онегин“ в кинотеатре “Родина“ – и это первая опера, которую я слушала на русском языке, что было необычно и вдвойне приятно слуху. Для работы с русскоязычной оперой Метрополитан-опера традиционно приглашает русских исполнителей: роль Татьяны здесь исполняет Анна Нетребко, её сестру Ольгу – Елена Максимова, Ленского – Алексей Долгов. Плеяду наших соотечественников замечательно разбавляли маститый швед Петер Маттеи в роли Евгения и  словацкий певец Штефан Коцан в роли мужа Татьяны князя Гремина.

У каждого показа в TheatreHD бывает ведущий, который перед началом знакомит зрителей с историей спектакля и беседует с его создателями – режиссёром, артистами, дирижёром и др.

Примечательно, что показ “Евгения Онегина“ вела оперная певица Рене Флеминг, которая в версии этой оперы 10-летней давности играла Татьяну в паре с Дмитрием Хворостовским. А Елена Заремба, исполнявшая роль матери Лариных, 10 лет назад воплощала на сцене Ольгу Ларину.

Преемственность поколений в Мет.

Мой спутник малость сетовал на той, что акцент певцов-иностранцем сбивал его с толку, и что ему трудно уйти от привычного образа Татьяны – юной, доверчивой и невинной, в то время как Анна Нетребко визуально олицетворяла собой Татьяну зрелую и опытную. Анна старалась своей игрой уподобиться юной героине, но в её пластике и жестах всё равно проглядывала взрослая женщина, яркая и статная.

DcQSffk9CHE

Впрочем, меня этот факт возрастного несоответствия не смущал, вероятно потому, что я внутренне позволила Татьяне быть любой.

И этот принцип восприятия литературных героев, показываемых в кино или на сцене, кажется мне самым верным во избежание визуальных диссонансов и расширения диапазона допустимых образов в своей голове.

В “Евгение Онегине“ минималистичные и яркие декорации.

Например, картину леса во время дуэли сценографы изобразили, использовав лишь большее поваленное дерево, атмосферу празднества во время бала – величественной колоннадой, а мутные стёкла в доме Лариных ассоциировались с теплицей, что, например, может символизировать “тепличное“ воспитание провинциальных барышень. Были замечены и некоторые сюжетно-сценические странности, которые вызывали некоторое недоумение: например, сцена, в которой в дом хозяев вваливается толпа крестьян с крестом и иконами, и молодые люди из их числа начинают танцевать динамичные танцы, оттеснив хозяев в угол сцены.

Правда, появление среди них крепостного африканского мальчика стало умилительным зрелищем.

В момент душевного тет-а-тет с няней Татьяна садится на стол, что тоже странно видеть от барышни. Или вот: во время дуэли создатели постановки вложили в руки Онегина и Ленского ружья, почему-то проигнорировав прописанные Пушкиным пистолеты. К тому же мой спутник шепнул, что в опере что-то не так с костюмами, мол, кажется, они не соответствуют своей эпохе, и позже это подтвердилось. Поэтому нельзя сказать, что режиссёр-постановщик Дебора Уорнер и сценограф Том Пай технически точно воссоздали приметы русской жизни на сцене. Но в целом, как мне показалось, их работа не была лишена бережного отношения к чужой культуре. Поэтому все указанные моменты никак не омрачили моё впечатление об опере. И ещё может быть потому, что всё моё существо было обращено к Татьяне Лариной, и Татьяна была на высоте.

Анна Нетребко отлично воплотила образ литературной героини с сильной женской идентичностью, причем как визуально, так и эмоционально.

Всполохи внутреннего костра чувств внешне сдержанной, скрытной Татьяны время то времени прорывались наружу, где-то гасились, где-то продолжали гореть. И за всем этим было интересно наблюдать. Впрочем, что-то мне подсказывает, что пение и музыка в опере важнее костюмов, актёрской игры и режиссёрских задумок вместе взятых. Так что давайте слушать!

Если вы хотите открыть для себя прекрасный и величественный мир оперы, то лёгкая, яркая и увлекательная опера “Евгений Онегин“ от Мет – самое то для этого!

 Фото: архив TheatreHD.

Ева Айсын