“Больше мы не порох и мёд, мы брусчатка, дерево и корица…“

“Больше мы не порох и мёд,  мы брусчатка, дерево и корица…“

“Кажется, мы выросли, мама,
но не прекращаем длиться…
больше мы не порох и мёд,
мы брусчатка, дерево и корица…“

Дождливо-пасмурный вечер прошедшей пятницы собрал под крышей Дворца молодежи Уфы всех неравнодушных к творчеству московской поэтессы Веры Полозковой. Не скажу, что я большая поклонница, но где-то с десяток её стихов прочно сидят в моей памяти и тревожат душу. Поэтому, узнав о предстоящем приезде Веры, решила его категорически не пропускать.

В Уфу не раз приезжали коллеги поэтессы по цеху из числа москвичей – Андрей Орловский, Ах АстаховаИван Фефелов и другие, а Вера, по уровню популярности, можно сказать, возглавляющая эту молодую поэтическую плеяду сетевых поэтов, к нам всё никак не выбиралась. И вот, наконец, эта ситуация исправилась – за что спасибо промоутерскому агентству “Стерео Город“. Смело можно было ожидать, что заполненность зала будет приличной. Так, собственно, и оказалась: не сказать, что бы был аншлаг, но на 4/5 зал Дворца молодежи был заполнен, так что перед Верой было не стыдно. Среди пришедших преобладала женская часть населения, преимущественно молодые девушки, но встречались и юноши, и даже бородатые мужчины в лице великого и ужасного Шрш Рабиновича, например.

Долго ждать начала концерта нам не пришлось – в четверть восьмого прекрасная Вера предстала перед публикой в чёрном вечернем платье в пол, немногословная в сторону зала, и начала читать первый стих под падающим снегом – такой 3D-эффект создавался благодаря проекциям света внутри специального каркаса, где стояла поэтесса. Также на сцене работали музыканты – так что всё действо держалась не только на стихах, но и на музыке со световых и видеоэффектах.

DSC1955web

Одним словом, антураж выступления был впечатляющим. Все его составляющие гармонично сочетались и мощным потоком энергии, будто прожектором, озаряли слушателей, вводя их в транс. Иначе как объяснить то, что зал был удивительно тих. Представьте, никаких разговоров, шуршания, хождения все 1,5 часа! В конце выступления и сама поэтесса с восхищением отметила эту особенность публики, добавив, что обычно она всё же видит в зале освещённые телефонной подсветкой лица, говорящие, что кому-то скучно. Вера прочитала много новых стихов, чуть меньше старых. О любви, смерти, возрасте, жизненном пути и многом другом. Тон выступления был минорным. Вера закручивала винтики – минор крепчал так, что я вспомнила смешные слова Вериной мамы, озвученные самой поэтессой в одном интервью: “Вот вроде бы кормлю тебя вкусно, а ты всё более грустные стихи пишешь!“. Кажется, невеселые мотивы в стихах кого-то сильно придавили: знакомая позже написала в твиттере, что Вера нагнала тоску и чувство безысходности. Но в один момент поэтесса резко сменила краски, сообщив, что недавно начала писать детские стихи и хочет нам их прочесть. На этом моменте зал, кажется, выдохнул и вышел из сумрачного транса. По крайней мере девушка, сидящая слева от меня до этого момента недвижимо и беззвучно, начала задорно смеяться.

Стихи Веры для себя я условно делю на частные и сюжетные. В первых лирический герой тождественен с автором и часто говорит от его лица, обращаясь кому-либо: в “Изобретателе весны“ – к сыну, в “Мастерстве поддержанья пауз“ – к матери и т.д. В сюжетных лирические герои вымышлены, и стихи – как краткие сценарии к фильмам: когда их слышишь, то перед глазами разворачивается кино с характерными персонажами. Из второй категории в тот вечер были прочитаны “Кэти Флинн“, “Бернард пишет Эстер“, “Говард Кнолл“ и др. Эта тяга создавать яркие образы, придумывать им истории, вероятно, и привело Веру в свое время театр “Практика“ в качестве автора спектаклей.

Для меня приятным открытием вечера стал цикл стихов Веры про Индию. От моего внимания каким-то образом ушёл этот пласт её творчества. “Что рассказал Шанкар своему другу Раджу, когда вернулся домой“, прочитанный поэтессой со сцены, приятно поразил меткостью своей зарисовки, что тем же вечером я нашла и прочитала остальные стихи, написанные по мотивам поездок Веры в Индию. Вероятно, из этой индийской “чаши“ Полозкова и черпает ту медитивность, умиротворенность, которыми было наполнено её выступление. Позже в своём инстаграме поэтесса написала: “Спасибо, Уфа, ты обрадовала очень. До осени“.

Спасибо и тебе Вера. До осени 🙂

Фото: Алёна Костромина.

Ева Айсын