“Почему патриархат всё ещё существует?“

“Почему патриархат всё ещё существует?“

“Если бы я честно говорила
о своих мыслях и чувствах, никто бы
не стал со мной общаться,
мой голос был бы слишком громким“.
Айрис, 15 лет (из книги)


“Почему патриархат всё ещё существует?“так называется книга двух исследовательниц из США Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер, которая вышла на русском языке в 2020 году благодаря издательскому дому ВШЭ.

Идея книги появилась у будущих авторок в год победы Трампа на президентских выборах и стала своего рода подробным ответом на вопрос “Как так вышло, что в 21 веке в демократической стране в президенты был избран кандидат с шовинистическими взглядами?“

Объяснение Кэрол и Наоми сводится к тому, что в основе патриархальной модели устройства лежит психологический защитный механизм, именно поэтому эта система так устойчива и воспроизводится людьми много веков. Отсюда любая попытка разоблачить патриархат угрожает не только власти его бенефициаров, но и психологическим защитам многих из нас. Исследовательницы выявили связь между патриархальными представлениями о том, как должны вести себя “настоящая“ женщина и “настоящий“ мужчина, и патологическими реакциями на утрату – навязчивая заботливость и эмоциональное отчуждение, которые ранее исследовал Джон Боулби, работавший с когнитивными навыками у детей. 

Патриархат отделяет в каждом человеке его “Я“ от “отношений“: мужчинам оставляет личность, закрывая им доступ к чувственности, а женщин принуждает подчинить свое существование отношениям, и для этого отказаться от личности – себя, своего гнева и голоса.

При этом размещение мужчин выше по иерархии, а женщин – ниже создаёт разрыв между людьми разных полов, что приводит к психологическому чувству утраты у каждой из сторон, а также реакции на неё в виде навязчивой заботливости (у женщин) и эмоционального отчуждения (у мужчин). Девочки учатся не знать того, что они знают, а мальчики – проявлять безразличие к тому, что их глубоко волнует. И вот эти “обрезанные“ патриархатными ножницами подростки идут в жизнь – в мир женского безмолвия и мужской замороженности. Эти две переменные – гарант установления иерархии, которая требует, чтобы верхние утратили эмпатию, а нижние – уверенность в себе.

Патриархат требует от нас пожертвовать подлинными нами, чтобы защитить нас от уязвимостей, которые сам же и создаёт в нас. Здорово, да?

Женщина, лишённая голоса, не имеет возможности говорить о своем дискомфорте, поэтому получает не отношения, а псевдоотношения. Мужчина, чтобы считаться “настоящим”, должен казаться независимым, и поскольку его чувственная часть выключена, он получает псевдонезависимость. Мужчина и женщина имеют потребность в друг в друге как в “недостающей части себя“. И эта психологическая потребность настолько сильна, что самые отъявленные патриархалы готовы даже убить женщину, которая решилась от них уйти, а пострадавшие готовы на много закрывать глаза и терпеть. Помните, в диснеевском фильме “Круэлла“ (2021) в героине Эммы Стоун символично отразились две ипостаси – Эстеллы, лишенной своего “Я“ и потому всётерпящей, и Круэллы, вернувшей себе свой голос и гнев, и, соответственно неудобной для всех. Кэрол Гиллиган называет это здоровым сопротивлением утрате “Я“ и своего голоса. И именно это пытаются делать женщины, пострадавшие от насилия, когда решаются рассказать свои истории. И именно это делают феминистки, которые возвращают себе знания об истинном положении женщин и говорят о этом. Постаралась не выдать слишком много информации из книги. Так что познавательного чтения!

Ева Айсын