“Почему патриархат всё ещё существует?“
“Если бы я честно говорила
о своих мыслях и чувствах, никто бы
не стал со мной общаться,
мой голос был бы слишком громким“.
Айрис, 15 лет (из книги)
“Почему патриархат всё ещё существует?“ – так называется книга двух исследовательниц из США Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер, которая вышла на русском языке в 2020 году благодаря издательскому дому ВШЭ.
Идея книги появилась у будущих авторок в год победы Трампа на президентских выборах и стала своего рода подробным ответом на вопрос “Как так вышло, что в 21 веке в демократической стране в президенты был избран кандидат с шовинистическими взглядами?“
Объяснение Кэрол и Наоми сводится к тому, что в основе патриархальной модели устройства лежит психологический защитный механизм, именно поэтому эта система так устойчива и воспроизводится людьми много веков. Отсюда любая попытка разоблачить патриархат угрожает не только власти его бенефициаров, но и психологическим защитам многих из нас. Исследовательницы выявили связь между патриархальными представлениями о том, как должны вести себя “настоящая“ женщина и “настоящий“ мужчина, и патологическими реакциями на утрату – навязчивая заботливость и эмоциональное отчуждение, которые ранее исследовал Джон Боулби, работавший с когнитивными навыками у детей.
Патриархат отделяет в каждом человеке его “Я“ от “отношений“: мужчинам оставляет личность, закрывая им доступ к чувственности, а женщин принуждает подчинить свое существование отношениям, и для этого отказаться от личности – себя, своего гнева и голоса.
При этом размещение мужчин выше по иерархии, а женщин – ниже создаёт разрыв между людьми разных полов, что приводит к психологическому чувству утраты у каждой из сторон, а также реакции на неё в виде навязчивой заботливости (у женщин) и эмоционального отчуждения (у мужчин). Девочки учатся не знать того, что они знают, а мальчики – проявлять безразличие к тому, что их глубоко волнует. И вот эти “обрезанные“ патриархатными ножницами подростки идут в жизнь – в мир женского безмолвия и мужской замороженности. Эти две переменные – гарант установления иерархии, которая требует, чтобы верхние утратили эмпатию, а нижние – уверенность в себе.
Патриархат требует от нас пожертвовать подлинными нами, чтобы защитить нас от уязвимостей, которые сам же и создаёт в нас. Здорово, да?
Женщина, лишённая голоса, не имеет возможности говорить о своем дискомфорте, поэтому получает не отношения, а псевдоотношения. Мужчина, чтобы считаться “настоящим”, должен казаться независимым, и поскольку его чувственная часть выключена, он получает псевдонезависимость. Мужчина и женщина имеют потребность в друг в друге как в “недостающей части себя“. И эта психологическая потребность настолько сильна, что самые отъявленные патриархалы готовы даже убить женщину, которая решилась от них уйти, а пострадавшие готовы на много закрывать глаза и терпеть. Помните, в диснеевском фильме “Круэлла“ (2021) в героине Эммы Стоун символично отразились две ипостаси – Эстеллы, лишенной своего “Я“ и потому всётерпящей, и Круэллы, вернувшей себе свой голос и гнев, и, соответственно неудобной для всех. Кэрол Гиллиган называет это здоровым сопротивлением утрате “Я“ и своего голоса. И именно это пытаются делать женщины, пострадавшие от насилия, когда решаются рассказать свои истории. И именно это делают феминистки, которые возвращают себе знания об истинном положении женщин и говорят о этом. Постаралась не выдать слишком много информации из книги. Так что познавательного чтения!