”Чемпион мира” (а где чемпионки?)
Люблю фильмы про шахматы – посмотрела российского ”Чемпиона мира” (2021). Фильм режиссёра Алексея Сидорова рассказывает про историческое противостояние двух советских гроссмейстеров – Анатолия Карпова (Иван Янковский) и Виктора Корчного (Константин Хабенский) на фоне шахматомании в СССР – стране, которая стала после 1945 года сильнейшей шахматной державой мира.
Яркие спецэффекты на начальных титрах, где шахматная доска превращается в поле сражения с настоящими конями, слонами и солдатами, да всё это под зловещую музыка, выглядят зрелищно и пафосно, как будто начинается фильм про мстителей и супергероев.
У российских сериалов, снятых не на госденьги, начальные заставки обычно выглядят слабо, а тут – чрезмерно и через край: экшн-заставка диссонирует с размеренным повествованием. Трудно не заметить визуальную демонизацию Виктора Корчного. Создатели фильм то как будто хотят разделить персонажей на добрых и злых, как в сказках, то как будто спохватываются и пытаются сделать их более сложными, где у каждой стороны – своя правда, и каждый персонаж может поступать как хорошо, так и плохо в логике своих мотиваций.
Антагонист Корчной в этом фильме затмевает протагониста Карпова – харизмой и актёрским опытом. Наблюдать за игрой Хабенского – всегда удовольствие.
Виктор Корчной считает, что Карпов “занял” место чемпиона СССР нечестно, и за озвучивание этой критики гроссмейстер был подвергнут советскими властями остракизму и административному давлению. Сначала подумала, что в кои-то веки российское кино из разряда “патриотическое, духоподъёмное” не несёт в себе извечного соперничества с западом, но нет: здесь оно самое и есть: матч Карпова и Корчного 1978 года носил политический характер и был показательным эпизодом Холодной войны. Имя Корчного в советской прессе не упоминали, называя его “претендентом”, а его жену и сына держали в заложниках, не выпуская из страны (ничего не напоминает?).
Реального Виктора Корчного можно увидеть в фильме ”Гроссмейстер” (1972) режиссёра Сергея Микаэляна, который в те годы сняли с проката из-за повсеместного бойкота ”предателя”.
По задумке властей в ”Чемпионе мира” Карпов должен был ”покарать” Корчного, поэтому советская сторона согласилась на матч двух соперников, и он три месяца шёл на нейтральной территории – в Багио (Филиппины). В фильме много завуалированно комичного, начиная от поведения персонажей советских чиновников в лице министра спорта Градова (Владимир Вдовиченков) и генсека Брежнева (Александр Филипенко), а также тех скандалов, которыми сопровождались трехмесячные игры двух шахматистов – подсадные экстрасенсы, маги и психологи, то с одной, то с другой стороны пытающиеся повлиять на игру противников – создатели в этом месте оторвались, добавив зрелищности, а финале сделали Карпова чуть ли не святым. Но как бы то ни было, ”Чемпион мира” интересен в первую очередь как художественная интерпретация исторического события периода СССР, где была шахматомания и государство много вкладывалось в развитие шахматист_ок. Но невозможно уйти от мысли, что подобные фильмы, рассказывая о спортивных победах прошлого, возвращают ценностное противостояние времен Холодной войны, тем самым подкрепляя то, что происходит во внешней политике России сейчас.
Ну и, конечно же, классика ”невидимости”: в чемпионатах мира среди женщин с 1950 по 1991 годы титулом чемпионок мира бессменно владели советские шахматистки.
Это Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нино Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе. Увидим ли мы когда-нибудь про них фильмы, снятые с помпой на бюджетные деньги да с Юлией Пересильд или Мириам Сехон в главных ролях? Собрала их в один ряд. Давайте хотя бы прочтём их имена и посмотрим на их прекрасные лица.