В музее-усадьбе “Рождествено“

В музее-усадьбе “Рождествено“

Мой пасхальный трип начался утром в электричке. Курс был взят к отличной цели – в село Рождествено. Зачем? А затем, что здесь хоть немного, но бывал Владимир Набоков. И не только он: ещё и его брат Сережа, которым я заинтересовалась после прочтения книги Пола Рассела “Недоподлинная жизнь Сергея Набокова“.

Усадьба встречает проезжих путников с высокого холма, что над рекой Грезной. Дом белеет с серо-весеннего фона, а его ступени спускаются к дороге точно лестница Иакова. Это не единственная усадьба, когда-то их здесь было много, но за недосмотром большинство погибло ( о таких домах хочется говорить, как о людях: погибли, умерли). Поначалу кажется, что дом каменный. Издалека, пока идешь по аллее, цепляешь близоруким глазом белые колонны с привычными завитушками наподобие коринфских. Но уже на месте понимаешь – ошибся. Все это очарование из дерева. Вообще, постройка датируется 18 веком, но в 1995 году, начиная с макушки (кстати, в бельведер так и не пускают туристов) здание сгорело, оставив нам самобытный кухонный подвал, где балки едва-едва “покусала“ временная гниль. Энтузиасты собственными силами восстановили строение.

Белёная скамья у входа, черный колоритный кот, девять деревянных ступеней – и вот мы в холле. В прихожей, если по-нашему. Большое зеркало с налётом времени, что-то вроде корпуса от высоких часов с боем, и рядом интерактивная стойка – дань времени, но, к сожалению, не работающая. Экскурсию брать не стали, решили питаться собственными эмоциями. Всё по-домашнему: нет привычного гардероба, куртку вешаешь, как обычно, на крючок. Входишь в комнату с чемоданами, шкафами и печью, налево – что-то вроде кабинета. Направо – столовая, буфетная, кухня и зал. Очень много вырезок с информацией об истории земли. Выходит что-то вроде краеведческого уголка. Неожиданно с нами заговорил мужчина, сотрудник музея, предложил уточнять у него информацию. Миг – и вот он уже водит нас по дому и рассказывает о Рукавишниковых, о Набоковых, о концлагере, что был по соседству во время Второй мировой.

Не буду раскрывать все детали, но в доме очень атмосферно, и интересно, даже для не-любителей Набокова. Потом мы прямо на территории парка, где есть специальные столы и скамейки, ели куличи и крашеные в стиле Ван Гога и Малевича яйца. А наш гид поил нас настоящим березовым соком, а потом убежал со словами: “У меня там Зенит играет“. После мы пошли к природному источнику и выпили вкуснейшей воды, в очередной раз посетовав, какую дрянь пьём в городе. Обратный путь занял больше времени, к тому же начался промозглый дождь в противовес утренним жаре и солнцу, но тем приятнее было возвращение домой. Легкая усталость и приятные впечатления – как итог воскресного, не зря прожитого, дня.

Фото: автора.

Собака

Алена Олимпиева