Музей транс-персоны?

Музей транс-персоны?

Была в этом елабужском музее летом прошлого года, но всё руки не доходили о нём написать. Напомню, Елабуга – самый музейный город Республики Татарстан (всего в этом маленьком городке 16 музеев), и знаменит он в первую очередь местами памяти великой поэтессы Марины Цветаевой, которая здесь прожила последние месяцы своей жизни и тут же была похоронена.

Сегодня расскажу про Музей-усадьбу Надежды Александровны Дуровой. Беру специально в кавычки, потому что это официальное название музея, но если хотеть быть корректными, то этот дом стоило бы назвать иначе, например: Дом-усадьба Александра Александрова. Именно так предпочитал себя называть (и просил других) человек, который здесь жил, и об этом факте, кроме всего прочего, упомянула и музейная экскурсоводка.

Впрочем, персона, которой посвящен музей, знаменита другим.

В 1807 году молодая дворянка Надежда Дурова, проживающая в Вятской губернии, совершает невиданно дерзкий и гендерно-революционный поступок по тем временам: идёт служить в армию под мужским именем Александр Соколов. Дворяне в то время начинали службу в армии с ранних лет, поэтому персоне с феминной комплекцией, видимо, нетрудно было выдать себя за подростка мужского пола. За спасение жизни русского офицера рядовой Соколов получает из рук императора Александра I военный орден “Георгиевский крест” и разрешение продолжать службу в чине корнета в привилегированном Мариупольском полку под именем Александра Александров.

Как человеку удавалось все эти годы сохранить свою “гендерную”тайну, совершенно непонятно. В одних источниках пишут, что после аудиенции с императором, тот обещает сохранить эту информацию.

В общем, 9 лет наш герой проводит на полях сражений, становится участником заграничных походов и Отечественной войны 1812 года, служит ординарцем фельдмаршала Кутузова, и завершает службу в чине штабс-ротмистра. И тут можно было бы ожидать, что кавалерист Александров, приехав домой, снова станет Надеждой Дуровой, но нет. Дальнейшую жизнь Александра можно рассматривать как открытый бунт против приписанного ему гендера: он носит мужской костюм, курит табак из длинного чубука и просит всех называть его Александром. Из этого можно сделать вывод, что речь тут идёт не о техническом переодевании ради получения “мужской” профессии, а о гендерной дисфории – несоответствии пола и гендера.

Поэтому, считаю, что называть Александра именем “Надежда Дурова” было бы деднеймингом, и есть все основания полагать, что мы имеем дело с музеем выдающейся транс-персоны своего времени.

Вероятно, из-за сильного давления со стороны нормативного общества, Александр хочет впоследствии вернуться на службу, но на его просьбу об этом император не отвечает. 

Позже начинается писательская деятельность Александрова: в Елабуге, куда он приезжает в 1831 году вместе с братом, которого назначают сюда городничим. В годы службы Александр вёл дневники, которые вскоре издаёт в виде автобиографического труда “Записки кавалерист-девицы“. Они выходят под именем “Надежда Дурова“ и при поддержке – ни много, ни мало, самого Пушкина. Брат Александра был знаком с будущим “нашим всё“, и предложил тому почитать рукопись “Записок“, о которых Пушкин отозвался восторженно, и если верить экспозиции музея, словами “Прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех не сомнителен“. Вообще, у двоюродного брата Александра было своё издательство, так что проблем с выпуском последующих рукописей у него не было. Перу автора принадлежат более 10 романов, повестей, и рассказов. Про всё это можно узнать, знакомясь с обширной экспозицией музея, размещённой в стенах одноэтажного мемориального дома первой половины XIX века, в котором Александров провел последние годы жизни.

Вот такая персона, которая не подчинялась гендерным правилам общества того времени и внесла немалый вклад в российскую литературу эпохи романтизма. А “Записки кавалерист-девицы“ я ещё не читала, но думаю, это mustread.

Фото: авторки.

Ева Айсын