“Фабричная девчонка“ в РДТ

Премьерный спектакль 154 театрального сезона в Русском драматическом театре “Фабричная девчонка“ по пьесе А. Володина – это, наверное, самый трогательный спектакль уфимского театрального пространства. Вы ведь помните эти новогодние фильмы, которые мы раньше все ждали с нетерпением? “Карнавальная ночь“, “Иван Васильевич меняет профессию“, “Ирония судьбы или с лёгким паром“. Эти фильмы мы любим, цитируем, а порой говорим: “Слушай, у меня ситуация прямо как в том кино“. При этом никто не может сказать, какова идея этих фильмов, в чём их смысл. Но это фильмы о нас, про то, чем мы живём и как поступаем в разных ситуациях, или как должны бы поступать.

“Фабричная девчонка“ – именно такой спектакль. Мы видим истории нескольких молодых девушек, работающих на фабрике и живущих в одной комнате общежития. Они влюбляются, работают, ссорятся. 50 лет назад они живут так же, как и их сегодняшние ровесники. Любовь всегда остаётся любовью. Наши родители жили и чувствовали так же, как и мы сейчас. Пишут, что спектакль посвящён нашим мамам, но его одинаково тепло приняли и молодые, и пожилые зрители.

devchonki

Работа Григория Лифанова – это режиссура в чистом виде. Здесь нет экспериментов, нет новаторства, нет переосмысления и новых форм – всего, чего в современном театре порой слишком много. Но есть потрясающая сценография Ирины Сайковской, где на переднем плане комната девушек, далее окно, а за окном город с парком, продавцом мороженого. Есть простая и грамотная работа актёров, которые не уходят в мелодраматизм неразделённой любви или в социалистический пафос эпохи СССР. Вообще, может показаться, что спектакль придётся по нраву лишь тем, кто помнит те времена. В действительности мы видим не то время, а людей, очень похожих на нас, но живущих в несколько других обстоятельствах. С самого начала спектакля между персонажами и зрителями возникает знак равенства, который и те и другие с радостью укрепляют до самого конца.

Самым ярким персонажем для меня стала вахтёрша Клара Павловна в исполнении Валентины Гриньковой. Пока зрители рассаживались и обсуждали невесть что, она тихонько вышла на сцену и заняла своё рабочее место – стол вахтёра. Протёрла телефон, стол, ящик с ключами, потом села и начала что-то заполнять. Разрозненное внимание постепенно сконцентрировалось на ней и, когда началось основное действие, все мы уже жили в этом спектакле благодаря её небольшой роли. Клара Павловна провожает и встречает молодых героинь, переживает за них, как за дочерей, что-то им постоянно вяжет. Кульминацией, если не спектакля, то её роли точно, станет её фраза: “Бибичев, вы редкая… г*вно!“. И не потому, что плохое слово произнесли со сцены. Просто Бибичев как персонаж так всех замучил, что, наверное, каждый зритель про себя выразился в его адрес и похуже. Когда тот же Бибичев попросил Клару Павловну снять портрет Пастернака со стены, дескать, потом будут проблемы, одна из зрительниц рядом со мной прошептала: “Вот козёл“. Андрей Поведский, исполнивший роль Бибичева, довольно точно передал образ мелкого чиновника, который знает, перед кем раскланяться, знает, что именно партия одобряет, а что – нет, и на кого он имеет право кричать. Он – эдакий вариант “человека в футляре“. Даже свои чувства к Лёле, которую сыграла Олеся Шибко, он проявляет сдержанно и при помощи одной фразы, подкреплённой шоколадкой: “Ты чего такая бледная?“. А когда узнаёт, что у неё, молодой активистки-комсогрупорга, есть, не пойми от кого, маленькая дочка, то моментально отворачивается от любимой.

Таких небольших историй, которые вполне похожи на нашу жизнь, в спектакле много. В какой-то момент ты осознаёшь, что твоя жизнь почти ничем не отличается от жизни 50 лет назад. Да, изменилась страна, появились технические удобства, но взаимоотношения между людьми, в целом, остались те же. И это, наверное, самый важный посыл этого спектакля.

Фото: сайт “Вечерняя Уфа“.sobaka