Эдвард, ты не один
– Вы верите, что Сша – величайшая страна в мире?
– Да! (диалог из фильма)
Вслед за Лорой Пойтрас, выпустившей в 2014 году документку “Citizenfour: Правда Сноудена“, фильм про всемирно известного разоблачителя ЦРУ снял режиссёр Оливер Стоун – кинокартина “Сноуден“ вышла в российский прокат на прошлой неделе.
Имея возможность пойти в кинотеатр будним днём, я предвосхищала тот момент, что окажусь утром перед большим экраном одна, но к моему удивлению оказалось, что в зале уже сидят четыре женщины бальзаковского возраста, но что было более удивительным – за весь двухчасовой фильм никто из этих дам не проронила ни слова. И это, наверное, в какой-то степени комплимент фильму.
Художественное детище Оливера Стоуна начинается так же, как документалка Л.Пойтрас, где американская активистка и журналист Глен Гринвальд идут на встречу с неизвестным молодым человеком, который приводит их в свой номер в гонконгском отеле и передает секретную информацию о незаконных действия ЦРУ, с той разницей, что вместо настоящих героев этой истории в кадре – играющие их актёры.
Выбор на главную роль Джозефа Гордон-Левитта оказался удачным – актёр не только внешне похож на Эдварда Сноудена, но и отлично вжился в его образ.
Это кино в первую очередь интересно тем, что создатели раскрывают личность Сноудена в широком диапазоне – от его физиологических особенностей до душевных, показывают его взаимоотношение с близким окружением: девушкой, коллегами, и главное – отвечают на вопрос, который в документалке Лоры Пойтрас остался без ответа – какие внутренние механизмы сдвинулись внутри этого человека и привели к тому, что он решился выйти на поединок с Системой? Истый патриот в начале фильма, главный герой претерпевает постепенные метаморфозы: “Что-то подгнило в датском королевстве“, – говорит он словами из “Гамлета“. Механизмы личностного бунта вполне понятны, когда он исходит, к примеру, от маргинального нонконформиста, которому терять особенно нечего. Но в случае со Сноуденом – талантливым IT-шником, который будучи на хорошем счету у начальства и имея покровителей, променял своё сытое благолучие на ориентировку интерпола, ситуация становится неоднозначной и оттого интересной.
И здесь Оливер Стоун из глыбы эфемерного образа экс-аналитика ЦРУ и АНБ отсекает всё лишнее и создаёт для зрителя такого Эдварда Сноудена, который просто не мог поступить иначе.
Но что важно – на всё это смотришь и веришь. В то же время в фильме иногда доходит до перегибания палки в части героизации Эдварда Сноудена – на пути восхваления маленького человека, дерзнувшего пойти против сильных мира сего создатели явно перебарщивают, показывая нам чрезмерно лакированного высоконравственного патриота. В сцене, где Эдвард по-менторски напоминает своим коллегам про последствия Нюрнбергского процесса и намекает, что за их действия однажды может “прилететь“ подобное, ему кажется не хватает только нимба над головой.
Те, кто задавался вопросом, как же Сноудену удалось пронести электронный носитель через систему сканирования на выходе из ЦРУ, найдут на него в фильме интересный ответ.
В “Сноудене“ создатели постарались максимально доступно показать, как происходит организованная американскими властями тотальная слежка за всеми людьми на планете. В этом деле они тоже немного увлекаются, местами выводя фильм из художественной плоскости и делая его похожим на некое минируководство по защите прав и свобод личности. На фоне основной сюжетной линии, построенной на фактах и хронике, любовная история Эдварда и его подружки Линдси выглядит блёкло и невыразительно – глядя на них кажется, что этим двоих очень скучно друг с другом. Но может так и бывает, когда твой бойфренд – гик?
И ещё: кажется, в принципах Оливера Стоуна образца 40 летней давности, когда его фильм “Взвод“ про войну во Вьетнаме Правительство США назвало “непатриотическим“, ничего не изменилось – “Сноуден“ прозрачен и некомплиментарен – снят без желания быть осторожным в острых моментах, местами безапелляционно прямолинеен. И, когда журналист “The Guardian“ Юэн Макаскилл, обращаясь к главному герою, произносит фразу “Эдвард, ты не один“, не возникает сомнения, что режиссёр, да и все создатели фильма, под ней безоговорочно подписываются, тем самым чётко обозначая свою сторону баррикады.