Театральная ночь 2016: взгляд из толпы
27 сентября в Уфе прошла ежегодная культурная акция “Театральная ночь“.
Что такое Театральная ночь? Это единственная ночь в году, когда город входит в театр, а театр выходит в город. Ночь открытых дверей, бесплатные спектакли и концерты, выступления в торговых центрах и на улицах.
В этом году в акции участвовали 24 площадки. Среди них, разумеется, были самые крупные и известные театры города: Русский драматический театр, Башкирский драматический театр, Театр оперы и балета, Национальный молодежный театр. Были и театральные студии поменьше, вроде студии творческого развития Константина Хабенского или народного театра “Флирт“. Были даже три уличных театра: “De Bufo“, “Эндорфин“ и “МТМ им. менЯ“. Да-да, настоящие уличные площадные театры, как в Средние века! А в случае с “МТМ им. менЯ“ – театр был даже не площадным, а автобусным, поскольку своей сценой артисты избрали общественный транспорт. Несмотря на то, что между площадками в этот день курсировали специальные автобусы, посетить абсолютно все мероприятия было невозможно (без помощи телепортации и самоклонирования). Да это было и не нужно, ведь иногда можно просто довериться своему любопытству, интуиции и любви к искусству – и, да поможет нам Шекспир, “ринемся, друзья, в пролом! …Кровь разожгите, напрягите мышцы!“.
Скажем прямо, не всё было гладко. Разочарованием стал Уфимский государственный институт искусств, обещавший в программе мастер-класс по сценическому движению и сценической речи, а вместо этого показавший невнятный студенческий утренник. Возможно, после утренника действительно состоялся мастер-класс, но его вряд ли кто-то дождался, поскольку спустя полчаса началось тихое и вежливое бегство посетителей из зала учебного театра.
Невероятно порадовал уличный театр “Эндорфин“, сыгравший смешной и трогательный спектакль “Скамейка“ на площади перед Гостиным двором. Спектакль состоит из небольших историй, что очень удобно, поскольку зрители могли подойти к середине представления и сходу включиться в происходящее, и играется без слов персонажами-масками, что также удобно, поскольку нет ни стен, ни акустики, а кричать на всю площадь достаточно затруднительно. Актёры играли в боевых условиях, ведь место для спектакля было совершенно не приспособлено: не было никакого помоста, и действие хорошо видели только те, кто стоял в первом ряду. Но тем не менее зрители не уходили. Толпа собралась довольно большая. Люди выходили из положения по-разному: кто-то смотрел, усевшись прямо на по-осеннему бодрящую брусчатку, образовав еще один первый ряд (“Наш партер!“, – шутили в толпе), кто-то держал над головой планшеты и смартфоны в режиме съёмки, организовав “трансляцию“ для себя и зрителей, стоящих сзади.
Уличный театр “De Bufo“, выступавший у фонтана “Семь девушек“, состоял в основном из тех же актёров, что и “Эндорфин“, и также работал в жанре пантомимы, однако “Эндорфину“ несколько проигрывал. Действие спектакля “Фамилия“ было выстроено менее четко и динамично, а в фонтане велись ремонтные работы, и соответствующие звуки оттуда ошутимо отвлекали. Кроме того у “De Bufo“ отсутствал главный козырь “Эндорфина“ – жутковато-обаятельные маски, один вид которых вызывает у зрителя неконтролируемый выброс гормонов счастья.
Небольшая накладка произошла с Театром оперы и балета. Памятуя о наплыве посетителей в прошлом году, в этом году часть театров, и Оперный в том числе, решили сделать вход по специальным билетам-приглашениям, которые нужно было накануне взять в кассе. Само по себе решение, безусловно, разумное, поскольку театр физически не в состоянии вместить всех желающих. Но проблема была в том, что никакой информации об этом не было ни на сайте театра, ни на сайте проекта “Театральная ночь“, так что многих на входе ждал неприятный сюрприз. Во всём остальном Оперному можно только поаплодировать. Это театр-герой. Только что завершив грандиозный Шаляпинский фестиваль, он сумел организовать полноценную программу, которая также включала в себя симфонический концерт. Бизе, Кальман, Чайковский и Штраус прозвучали в исполнении оркестра под управлением невероятно харизматичного Марата Ахметзарипова, который ухитрялся дирижировать не только оркестром, но и залом, а под знаменитый канкан Оффенбаха маэстро чуть было не пустился в пляс.
В Театральную ночь интересно было наблюдать не только за артистами, но и за публикой – студенты, дети, взрослые, мамы, бабушки. Кто-то просто шел мимо Гостиного двора и не смог оторваться от спектакля на площади. Кто-то двигался по маршруту Театральной ночи осознанно, четко зная расписание и аккуратно приходя за 15 минут до начала представлений. Но и те и другие стали частью общего праздника, а ощущалось это именно как праздник, карнавал, радостное бестолковое движение по улицам, по театральным залам, и снова по улицам.
Дорогие театры! Вам достался удивительный зритель – открытый, чуткий и понимающий. Готовый смеяться и плакать вместе с вами, ждущий чудес и приключений. Общайтесь с ним. Берегите его.
Фото: Ильсияр Шакирова.