“Хорошо“ в “Манекене“
Не прошло и года с того момента, как случилось моё знакомство со Студией-театром “Манекен“, как я снова попала в его стены. Оказалось, что узнав о нашем приезде на выходные челябинские друзья заботливо забронировали нам, “уфимской делегации“, билеты на спектакль этого театра, который в определенных кругах является визитной карточкой славного города Челябинск.
“Хорошо“ режиссёра Юлии Малышевой – спектакль в жанре вербатим, а это значит, что в нём звучали монологи и диалоги реально существующих людей, с которыми актёры театра поговорили на определенную тему, чтобы после, на сцене, попытаться ими стать. Проще говоря, вербатим или документальный театр превращает человека из толпы в героя спектакля, но не прямо, а опосредованно, где посредниками становятся актеры, и их задача – донести до зрителя реакцию человека – его переживания и то эмоциональное состояние, в котором он был в момент своего рассказа.
Что такое счастье? Разные люди – от церковной художницы до девушки-наркоманки давали ответы на этот вопрос, рассказывая зрителю о своей жизни и о том, что для них хорошо, даже если в общечеловеческом смысле это “хорошо“ есть плохо.
В спектакле грустные истории сменялись смешными, так что в арсенале зрителей были разнополярные эмоции. Упоминание знаковых мест Челябинска и имена известных в городе людей придавало спектаклю оттенок эндемичности, но в то же время дистанционируя его, например, от нас, приезжих. Так что пришлось наводить справки у местных.
Выбранной темой для вербатима “Хорошо“ напоминает “Главное“ от проекта The ТЕАТР, но в отличие от постановки уфимцев челябинцы использовали световые эффекты и звуковое сопровождение, которые сделали половину моих впечатлений о спектакле. А вот небольшой хронометраж, который был нам на руку (мы успевали на поезд в Уфу), на спектакле не сказался положительно – не успела я погрузиться в атмосферу рассказываемых историй, как они завершились. Но концовка не подкачала, более того – завершающий монолог пожилой женщины-гардеробщицы оказался самым проникновенным из всех и расширил смысловую канву постановки. Как часто в погоне за жизнью мы вдруг перестаем замечать живых людей, которые остаются вне поля нашего зрения, как картонные декорации, механически выполняющие свою работу. А ведь если приглядеться – у каждого свои переживания, чувства, жизнь, не всегда радужная, и живой огонёк внутри. Не о них ли напоминали нам актёры “Манекена“, время от времени зажигая маленькие лампочки на сцене или освещая свои лица фонариками?
“Функция театра – заниматься искусством не для искусства, а для того, чтобы с помощью искусства людей делать людьми“, – сказал в одном интервью Борис Павлович, режиссер БДТ им. Товстоногова. И в этом деле нам, зрителям, определенно не стоит этому противиться и постараться сделать всё, чтобы пластмассовый мир не победил внутри нас.
Фото: Алина Линковая.