Знакомство с “Манекеном“
Я бы в Челябинск переехала только потому, что там есть Студия-театр “Манекен“, – что-то такое восторженно-патетическое мелькало в голове в тот момент, когда я, посмотрев трёхчасовый спектакль “Аркадия“, неслась на жд-вокзал в надежде успеть на свой поезд в Уфу.
Успела, буквально заскочила в последний вагон. Спасибо таксисту, который на мои слова об уходящем поезде ответил: “Не беспокойтесь, я медленно ездить не умею!“. В любом другом случае меня бы это, наверное, насторожило, но в этом – обрадовало. Что касается патетики слов, то по одному спектаклю возносить на пьедестал театр – это, конечно, недальновидно, но про “Манекен“ мне до этого приходилось слышать хорошие отзывы как от самих челябинцев, так и от уфимцев из числа студентов-театроведов, так что ехала с хорошими ожиданиями, и они оправдались сполна.
“Это пространство для творчества и экспериментов, сам воздух которого пропитан идеями, замыслами и вдохновением!“, – гласит их визитка, и эти слова подтверждаются, как только попадаешь в фойе “Манекена“ с рисунками на стенах и с черепахой в аквариуме.
Немного истории: Студия-театр существует ни много ни мало 20 лет, образовалась в своё время как учебная площадка при театре “Манекен“, а позже стала самостоятельным творческим коллективом с оригинальным репертуаром, который сейчас насчитывает более 30 постановок. Возглавляет его Владимир Филонов – режиссёр и художественный руководитель студии-театра, режиссёр театра “Манекен“, профессор кафедры театрального искусства ЧГАКИ.
К слову, не путайте студию-театр “Манекен“ с другим “Манекеном“, который театр и тоже в Челябинске. Так что лучше свериться с дубль-гис и искать по адресу, чем спрашивать у прохожих. Ведь они-то – особенно если это люди старшего поколения – скорее всего будут отправлять вас к другому “Манекену“, который существует с 1963 года.
Я всё же недооценила популярность этого театрально-андеграундного места: ожидала, что людей будет немного, но зайдя в зал, увидела переаншлаг, и это несмотря на то, что был 25-й показ спектакля “Аркадия“.
“Аркадия“ по пьесе Тома Стоппарда – история о том, что меняется за два века в любви и литературе. Место действия – английское поместье Сидли-парк. Время действия – начало XIX века и наши дни. Спектакль начинается со сцены, где учитель Септимус Ходж ведёт урок у Томасины Крум – дочери хозяев поместья, в котором в это время гостит друг Ходжа – поэт Байрон. Во второй сцене действие переносится в наши дни, где в Сидли-парк приезжает профессор Бернард Соул, желая пролить свет на новые детали биографии Байрона. Не имея достоверных фактов и притягивая за уши имеющиеся догадки, он делает сенсационное открытие – что Байрон убил на дуэли поэта Эзру Чейтера. Забавно, что днём ранее в разговоре с подругой о книге Анри Труайя “Марина Цветаева“ говорили как раз о том, как биографы порой увлекаются и без подтверждающих фактов начинают домысливать детали биографии известной личности.
В течение всего спектакля в руках героев появляется то яблоко, как символ научной мысли, то черепаха, символизирующая желание человека выбраться из своего “панциря“ и постичь мироустройство. К этому отсылает и название спектакля: “Аркадия – утопический идеал, концепция недостижимой гармонии человека и природы“.
Несмотря на то, что актёры в течение всего действа интенсивно выгружают на зрителя вагон информации – стоит на секунду отвлечься, как рискуешь что-то недопонять в сюжетном клубке! – сам спектакль выглядит динамичным за счёт чередования сцен с героями из разного времени и воспринимается легко: три часа времени не ощущаются как таковые. Самый волнующий момент – ближе к финалу, когда завеса времени спадает и эпохи пресекаются: герои из разных веков оказываются в одном пространстве: смотрят друг на друга невидящим взглядом и проходят мимо, продолжая говорить свои реплики. Запомнился один интересный ход – Септимус Ходж сжигает письмо, а в следующей сцене, когда герои другой эпохи сообщают, что Томасина Крум много лет назад сгорела в этом доме, в воздухе, как подтверждение этого, витает запах сгоревшей бумаги.
Уходя, я подумала, что “Аркадия“ – это спектакль, где актёры за короткое время становятся близкими тебе людьми; возникает ощущение, что ты их давно знаешь. Видимо потому, что веришь им, а иначе и нельзя, когда люди делают свою работу на отлично.
Будете в Челябинске, не проходите мимо Студии-театра “Манекен“! Может и мне доведётся попасть туда ещё не раз? А пока что следующий пункт назначения – Пермский Театр “У Моста“ !
Фото: из архива Студии-театра “Манекен“.