Урок бодипозитива от “The ТЕАТР“

Собираясь на “Идеальное тело“ от “The ТЕАТР“, я пыталась вспомнить когда была у них в последний раз, а вспомнив – ужаснулась: 2 года назад! Ребята тем временем активизировались, расширили репертуар и переехали на новую площадку в Гостином дворе.

В сентябре этого года уфимскому сообществу молодых диких режиссёров, как они себя называют, исполнится 4 года.

У входа в пространство театра директор проекта Алсу Галина встречала гостей и продавала билеты. Зал был уже полон, но люди всё шли и шли. Организаторы заносили дополнительные стулья, выискивали свободные места, чтобы всех усадить, а желающим раздавали мороженое. Как выяснилось позже, мороженое задействовано и в самом спектакле.

По словам ребят из “The ТЕАТР“ они поставили эксперимент, решив сыграть спектакль в июле – в совершенно не театральный месяц по меркам академических театров.

И результат превзошёл все ожидания: пришло порядка 80 человек. Думаю, немаловажную роль сыграл и заявленный спектакль. Имя американской писательницы Ив Энцлер уфимскому зрителю хорошо знакомо: несколько лет назад частный театр “Перспектива“ ставил спектакль “Монологи вагины“ по её пьесе. И это было революционным шагом в театральной жизни нашего города. Правда, “Перспектива“ ярко блеснув несколькими спектакля, в итоге прекратило своё существование.

“Идеальное тело“ – это манифест любви к себе, к своему телу. Урок бодипозитива от Ив Энцлер и проекта “The ТЕАТР“. Главная героиня спектакля – сама Ив в исполнении режиссёра спектакля Инны Щвецовой.

“Эта пьеса – выражение моей надежды на то, что мы все однажды откажемся быть Барби, скажем “нет!“ любым попыткам сгладить нашу уникальность“, – говорит Ив с экрана, потом появляется перед зрителями. Другие женские персонажи спектакля – разного возраста и разной комплекции – все одинаковы прекрасны в исполнении актрис “The ТЕАТР“ по очереди рассказывают зрителям свои монологи о теле. Некоторые из них основаны на реальных истории известных людей: например, редактора “Космополитен“ Хелен Герли Браун и актрисы Изабеллы Россилини, другие – на воспоминаниях о женщинах, встречавшихся на пути Ив Энцлер.

По словам автора, она написала “Идеальное тело“ на основе общения с женщинами 40 стран мира.

Каждая героиня верила, что если изменить ненавистную ей часть тела, всё остальное наладится – так каждая из них вступала на своё персональное минное поле.

В спектакле мы слышим историю 40-летней Кэрол, которая ради удержания мужа сделала вагинопластику в надежде что муж, оценив её шаг, начнет проявлять к ней внимание и нежность. История девушки-модели Тиффани, которая появилась на сцене с повязкой на лице, откровенна душераздирающа: Тиффани – творение своего пластического хирурга и мужа – лысого, толстого коротышки Хэма“. Вероятно, такой контрастный образ мужа призван напомнить, что индустрия красоты и масс-медиа ориентированы на женщин.

Не последнюю роль в этом играет их объективация: оценка по параметрам тела и внешности, а не личным качествам.

Поэтому сегодня какой-нибудь Хэм, отрастивший живот, волосы в ушах ноздрях на полном серьезе может требовать от женщины бразильской эпиляции, накаченных ягодиц и узкой талии. Да-да, это очень смешно. Но в то же время страшно, что многие женщины ведутся на подобное и начинают обрастать комплексами неполноценности, вместо того, чтобы принять свои особенности и не подгонять себя под стандарты красоты, придуманные индустрией красоты и поддерживаемые патриархальным обществом.

Всей этой бодивакханалии Ив противопоставляет африканских женщин, которые живут в единстве с природой и не понимают, как это – не любить свое тело.

Леа из племени масаи сравнивает людей с деревьями и говорит, что не бывает одинаковых деревьев: все они красивы по-разному. Завершили спектакль женщины Афганистана, вышедшие на сцену с мороженым в руках, за поедание которого в их стране они могут быть жестоко избиты. Финальный монолог Ив бьёт по-живому и вызывает ком в горле. Видимо, так и рождаются триггеры.

“Я ем мороженое за женщин Кабула, Кандахара, Мазари Шариф… Чтобы у меня было будущее. Я ем за всех. Возможно,“быть хорошей“ – не значит “от всего избавиться“. Возможно, “быть хорошей“ – значит “научиться жить в бардаке“, в данном моменте, в мороженом, в хрупкости, в ошибках, в изъянах“.

Спектакль “Идеальное тело“ – отличный повод для переоценки своих взглядов на своё тело, повод подумать, а не упускаю ли я что-то важное в жизни, пока переживаю из-за отсутствия пресса на животе или слишком широких, как мне кажется, бёдер? К движению бодипозитива можно относиться по-разному, но главное в нём – это напоминание, что у женщин есть выбор. И он за нами.

Фото: из архива проекта “The ТЕАТР“.